Авторы

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Коменский Ян Амос
Полное имя: Коменский Ян Амос
Версия для печати
Отправить на e-mail

(1592-1670)

Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель, ведущий представитель чешской реформаторской церкви. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (1611-14), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

Теорию всеобщего универсального образования он изложил в "Дидактике" (1628-30, опубликованную в 1849), в которой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по его мнению, должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Его "Информаторий материнской школы" стал первой теорией дошкольного воспитания детей до 6 лет, а "Великая дидактика" ("Didactica magna") - основной теоретической базой средней (лат.) ступени образования (ученый создал единую систему образования и наметил его структуру - от дошкольного воспитания до высшего образования).

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Его творчество оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Труды Коменского содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т.д. Его стремление выработать интегрированную систему познания, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Публикации:

Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.;

Acta comeniana. Praha, 1940.