Авторы

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Полное имя: Уотсон Джон Бродес
Версия для печати
Отправить на e-mail

(1878 – 1958)

Американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Предпосылкой этого подхода явилось ложное положение о том, что сознание не может быть изучено объективно, т.к. оно якобы открыто только для «внутреннего зрения» (интроспекции). Из теории поведения исключались не только факты сознания, но и нейрофизио-логические процессы, поскольку они составляют предмет другой науки - нейрофизиологии головного мозга. «Старые» понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Уотсон предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Эмоции отождествлялись им с реакциями внутренних органов, мышление человека - с работой голосовых мышц. Обучение, согласно Уотсону, происходит путем «обусловливания»: мышечная реакция в результате повторных сочетаний связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. Уотсон использовал учение И. П. Павлова об условных рефлексах, однако истолковал его чрезвычайно односторонне, игнорируя роль процессов и механизмов высшей нервной деятельности в регуляции поведения («Обучение животных», 1903). По Уотсону законы приобретения опыта у животных и человека одни и те же, а сам опыт - биологическое приспособление, лишенное смысла и содержания. Работы Уотсона сыграли важную роль в борьбе против идеалистической интроинспектийной психологии. Они стимулировали разработку объективных методов изучения психики, в том числе детской. Однако ошибочность исходных методологических посылок - отрицание сознания как особой формы регуляции поведения, сведение поведения к внешним приспособительным актам, отождествление принципов жизнедеятельности человека и животных, игнорирование нейромеханизмов и др. - существенно ограничила позитивную ценность учения Уотсона и обусловила быстрый распад бихевиоризма.