Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Стреляу Ян
|
|
Родился в 1931 году в г. Гданьске (Польша).
Интересы:
- психология личности и социальная психология;
- психофизиология и сравнительная психология;
- дифференциальная психология.
Образование.
Магистр, Варшавский университет (1958); доктор, Варшавский университет (1963).
Профессиональная деятельность.
Первый секретарь Польской психологически ассоциации (1964,1967); заслуженный доктор Варшавского университета (1967); президент Комитета психологических наук Польской академии наук (1981); профессор психологии и декан факультета психологии индивидуальных различий Варшавского университета, (1983); президент Европейской ассоциации личностной психологии, (1983); Совет директоров Международного общества за изучение индивидуальных различий (1983); стипендия Нидерландского института прогрессивных исследований социальных и гуманитарных наук (1983); главный редактор Polish psychological Bulletin (1972); член редколлегий: Personality and Individual Differences, Studia Psychologica (1976).
Основные тесты:
- Темперамента тест-опросник Стреляу.
Первые исследования Яна Стреляу были в основном связаны с Павловской типологией нервной системы. Используя различные раздражители (условные и безусловные) и ориентируясь на разные показатели (например, электроэнцефалограммы), он смог продемонстрировать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов). Вследствие этого им была создана «классификация темпераментов» Стреляу, переведенная с польского на несколько языков. На основе данных, полученных с помощью своего теста, Стреле установил, что Павловские свойства нервной системы приложимы для описания личностных темпераментных показателей, таких как экстраверсия-интроверсия, невротизм, тревожность.
Основываясь на павловской и неопавловской типологии, он создал теорию действия и концепцию оптимального уровня активации, на базе которых им вместе с коллегами позднее была разработана концепция темперамента, известная как регулирующая теория темперамента (RTT). Смысл RTT заключается в том, что темперамент играет важную роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой. Особенное внимание в этой теории уделяется двум основным свойствам, определяющим энергетику поведения, а именно, реактивности и активности.
Начиная с 1960-х Стреляу с коллегами опубликовал результаты ряда исследований, указывающие на важное значение темперамента в регуляции стимулирующей ценности окружающей среды, а также подчеркивающие роль индивидуального поведения в определении потребности в подобной стимуляции. Результаты лабораторных исследований показали, что темперамент играет важную роль в ежедневной жизни человека, особенно в области обучения и профессиональной деятельности. Взяв в качестве точки отсчета представление о темпераменте как о продукте биологической эволюции, а о личности - как о плоде социоисторических предпосылок, Стреляу вместе с коллегами провел ряд исследований, которые продемонстрировали взаимозависимость между этими двумя явлениями.