Стефаненко Т.Г.
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Стефаненко Татьяна Гавриловна
Ученая степень: доктор психологических наук
|
|
Зав. кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор.
Образование и научная деятельность.
Т.Г. Стефаненко окончила исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Специализировалась по кафедре этнографии, где пробудился ее интерес к возрождавшейся в то время в СССР области знаний – этнопсихологии, определивший весь ее жизненный путь.
После окончания исторического факультета пришла на работу на факультет психологии МГУ, с которым больше уже не расставалась, пройдя путь от переводчика по хоздоговору до зав. кафедрой социальной психологии, профессора. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию «Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях». Тема докторской диссертации, защищенной в 1999 г.: «Социальная психология этнической идентичности». Ученая степень доктора психологических наук присуждена в 2000 г., ученое звание профессора присвоено в 2002 г.
Разработала концепцию этнической идентичности с позиций социального конструкционизма - рассмотрения ее в качестве одного из ключевых социальных конструктов, возникающих в процессе субъективного отражения и активного построения индивидом социальной реальности и являющихся результатом переживания отношений Я и этнической среды. Полученные результаты представляют интерес для оптимизации отношений между представителями разных культур, этнических общностей, государств и создают предпосылки для построения системы мультикультурного образования. Является одним из авторов программ тренинга развития этнокультурной компетентности и формирования практических навыков межкультурного взаимодействия в российском полиэтническом обществе.
Член ученого совета факультета психологии и двух докторских диссертационных советов. В МГУ читает курс лекций по этнопсихологии, спецкурс по психологии межгрупповых отношений.
Под ее руководством защищено более 50 дипломных работ, в том числе за последние пять лет:
- Двуязычие как фактор этнической идентичности.
- Установка на здоровье в культурах разного уровня индивидуализма/коллективизма.
- Контекстность культуры и межэтнические различия в процессах атрибуции.
- Уровень адаптации русских женщин на Кипре и их представления о стереотипах местных жителей.
- Особенности этнической идентичности людей, следующих традициям другой этнической группы.
- Взаимосвязь значимости этнической идентичности и предубеждений по отношению к этническим меньшинствам.
- Разработка и апробация тренинга психологической адаптации японских студентов в России.
- Восприятие справедливости российской молодежью.
- Особенности социальной идентичности испанских «детей войны».
- Успешность адаптации русскоязычных эмигрантов в Финляндии и их представления о русском человеке.
- Влияние ценностных ориентаций на адаптацию китайских студентов в России.
- Особенности стратегий совладания подростков с ситуациями дискриминации по этническому признаку.
- Факторы удовлетворенности супружескими взаимоотношениями в российско-американских браках.
- Дифференциация негативных этнических установок как фактор уменьшения предубеждений.
- Взаимосвязь особенностей территориальной идентичности иногородних и их предубежденности к москвичам.
- Принятие индуизма как фактор трансформации этнической идентичности.
- Социальные и когнитивные факторы развития этнических предубеждений у младших школьников.
- Трансформация межкультурной компетентности в процессе адаптации к инокультурному окружению.
- Развитие этнической идентичности детей и подростков (О.Л. Романова).
- Язык как фактор этнической идентичности (Ж.Т. Уталиева).
- Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации (О.В. Краснова).
- Межкультурные различия представлений о сексуальности у русских и финнов (О. В. Чернецкая).
- Этнические предубеждения и возможности юмора для их преодоления (А.М. Арбитайло).
- Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации (Н.Г. Малышева).
- Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально-психологического тренинга (А.С. Купавская).
- Степень свободы выбора группы как фактор возникновения этнических предубеждений (М.В. Котова).
- Особенности культуры как фактор разрешения межличностного конфликта (М.Г. Леонтьев).
Опубликовала более 90 научных трудов, в том числе:
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1993.
- Введение в практическую социальную психологию: Учебное пособие. М.: Смысл, 1996 (в соавторстве).
- Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2000.
- Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: МОНФ, 2001 (научный редактор).
- Социальная психология в современном мире: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002 (в соавторстве).
- Лебедева Н.М., , Лунева О.В., Мартынова М.Ю., Стефаненко Т.Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности: Учебно-методическое пособие. М: Издательство РУДН, 2003.
- Лебедева Н.М., , Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников: Учебное пособие. М.: Привет, 2004.
- Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: теория и методология. Книга 2: программа тренинга. М: Издательство РУДН, 2004.
- Психология развития: Учебник. Издание 2-е, перераб. и доп. М.: Академия, 2005 (в соавторстве).
- Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ. М.: Флинта, МПСИ, 2005 (в соавторстве).
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. М.: Аспект Пресс, 2006, 2008.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. Издание 4-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2006, 2007, 2008, 2009.