Авторы

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Полное имя: Морено Джекоб Леви
Surname: J. L. Moreno
Версия для печати
Отправить на e-mail

МОРЕНО (Moreno) Джекоб Леви (1892—1974) — американский социолог, социальный психолог, психиатр, психотерапевт. Создатель социометрии, психодрамы, групповой психотерапии. Образование по философии и медицине получил в Венском ун-те (д-р медицины, 1917). В этот период учился у З. Фрейда, идеи которого впоследствии не разделял, интересовался гештальтпсихологией и философской антропологией. С 1919 по 1927 г. работал психиатром в клиниках и институтах Австрии. В 1927 г. переехал в США, где работал психиатром, был известным специалистом по психодраме. Между 1929 и 1936 г. основал Театр спонтанности (в Вене) и Терапевтический театр в Нью-Йорке. С 1936 по 1968 г. был главным врачом и руководителем основанной им клиники в Бикон-Хилле (впоследствии — "Санаторий М."). В 1937 г. основал журнал "Sociometry". В 1940 г. создал Институт социометрии и психодрамы. Кроме научной и лечебной занимался преподавательской деятельностью: профессор социологии Нью-Йоркского (1951—1966) и Колумбийского ун-тов; читал лекции во многих других ун-тах Америки и Европы, в том числе в Советском Союзе. Основал Американское общество групповой психотерапии и психодрамы, способствовал изданию журналов "Социометрия и групповая психотерапия" и "Международный журнал социометрии и социатрии". В 1964 г. был избран почетным президентом Первого международного конгресса по психодраме. Идея анализа групповых взаимоотношений и возможной групповой взаимопомощи возникла у М., когда он находился в лагере беженцев под Веной. Наблюдая динамику отношений в группах, он пришел к выводу, что кроме макроструктуры общества, существует неформальная микроструктура, образуемая индивидуальными притяжениями и отталкиваниями между людьми. При этом обнаруживалась связь субъективного благополучия переживаемого субъектом и его социально-психологическим статусом, обусловленным местом, которое он занимал прежде всего в малой группе. Возникающие социальные конфликты, по мнению М., обусловлены рассогласованностью между формальной и неформальной структурами групп.

Позднее, в период учебы в унте, он разработал проект организации и групп самопомощи для одиноких проституток, который стал одним из первых импульсов формирования движения групповой психотерапии. В 1916 г. начал разработку второго проекта организации групп самопомощи для итальянских крестьян-переселенцев. После Первой мировой войны организовал в Вене "спонтанный театр", использовавший оригинальную игровую методику, ориентированную на развлечения и гармонизацию психической жизни людей. На протяжении ряда лет разрабатывал идеи и методику психодрамы (1924). После переезда в США (1927) продолжил разработку психодраматического подхода, работая с детьми в Плимутском ин-те в Нью-Йорке. Одновременно разрабатывал идеи теории малых групп и методики социометрического анализа. Обследовал обучавшихся в подготовительной школе детей-правонарушителей и заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка. В 1929 г. реализовал первую крупномасштабную программу "открытой" психодрамы в любительской труппе Карнеги-холла. Технологически для психодрамы необходимы пять элементов: сцена, субъект (пациент), режиссер (психотерапевт), группа для психотерапевтической помощи (или добавочные Эго) и аудитория. Ее смысл в том, чтобы помочь протагонисту построить мост между ролью, которую он играет, и его повседневным существованием, проиграть чувства, возникающие у него в реальной ситуации, и этим помочь ему выйти за пределы реальной обычной жизни, почувствовать всю глубину существования. М. утверждал, что психодрама позволяет добиться большего катарсиса, чем это делал З. Фрейд, лишь разговаривая с пациентом. Для М. игра была ключом к реальности. В 1931 г. он основал первый профессиональный журнал по групповой терапии (ныне — "Групповая психотерапия, психодрама и социометрия"). В 1932 (по одной из версий) ввел термин "групповая психотерапия". В 1934 опубликовал книгу "Who Shall Survive?" (переиздана Beacon, 1953) и монографию "Применение группового метода для классификации", ставшую одной из основных работ по формированию групповой психотерапии.

Основал журнал "Sociometry" (1937), а в 1940 г. — Институт социометрии и психодрамы (Институт Морено). В 1942 г. создал первую профессиональную организацию групповых терапевтов. Опубликовал работы "Sociometry and the Cultural Order" (N.Y., 1943) и "Социодрама. Метод анализа социального конфликта" (1944). В 1946 г. предложил психодраму как метод исследования и терапии личности и опубликовал книгу "Психодрама". Основным средством решения социальных проблем считал упорядочение отношений между людьми.

В 1947 г. опубликовал книгу "Group Psychotherapy". В 1951 — "Sociometry, Experimental Method and Science", (в рус. пер.: "Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958), а в 1954 г. — "Основы социометрии", где изложил основания новой науки, иногда называемой "микросоциология". В 1956 основал "Международный журнал социометрии". В конечном счете учение М. охватило весьма широкий диапазон разнообразных философских, социологических, культурологических, психологических, психиатрических и психотерапевтических проблем (от устройств и моделей Вселенной и общества до отдельных микрогрупп, "социальных атомов" и элементов психики индивида), качественно-количественное решение которых предполагало адекватное постижение ряда актуальных вопросов жизнедеятельности общества, социальных групп, новое понимание и терапию психических расстройств, а также организацию групповой психотерапии и социальной психиатрии, ориентированных на человечество в целом. В последующие годы были также опубликованы: "Sociometry and the Science of Man", N.Y., 1956; "First Book of Group Psychotherapy", 1957; "Psychodrama", v. 1—3, N.Y., 1959—1969; "Sociometry Reader", N.Y., 1960.

Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко