Ученые МГППУ открыли способ самой ранней диагностики аутизма

14.12.2016

Ученые из уникальной в России лаборатории исследования аутизма Московского государственного психолого-педагогического университета, созданной при поддержке гранта Российского научного фонда, обнаружили способ самой ранней диагностики аутизма – в возрасте 3-4 месяцев. И для ее проведения не требуются ни дорогостоящие приборы, ни сложные технологии.

Исследование специалистов из МГППУ, опубликованное в журнале «Frontiers in Neuroscience, Child and Adolescent Psychiatry», основано на уникальной особенности человеческого восприятия - ориентационной чувствительности. Накануне I Всероссийской научно-практической конференции «комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра», которая стартует в Москве 14 декабря 2016 года, Татьяна СТРОГАНОВА, доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории исследования аутизма МГППУ, дала интервью пресс-службе университета.

 Ориентационная чувствительность  это базовое свойство нашего зрительного восприятия, потому что способность нейронов-детекторов зрительной коры воспринимать наклоны линии лежит в основе нашего восприятия контура, а в развитии и всего остального – выделения фигуры из фона, всего предметного восприятия,  объясняет Татьяна Строганова.

В окружающем нас мире преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Именно поэтому наши нейронные сети научаются различать их гораздо лучше, чем линии наклонные – так мозг адаптируется к среде. В итоге человек легко распознает отклонение от вертикали и горизонтали даже на долю градуса, а с наклонными линиями легко ошибается градусов на семь.

 При этом, - продолжает  Татьяна Строганова,  способность различать угол отклонения линий формируется очень рано – в сензитивный период развития ориентационной чувствительности, то есть в возрасте 34 месяцев.

Как мозг человека учится так точно воспринимать наклон вертикальных и горизонтальных линий? С помощью специальных тормозных интернейронов, которые развиваются в этот же возрастной  период и участвуют в узкой настройке нейронов, ответственных за распознавание наиболее представленных в среде линий.

Таким образом, на процесс обучения влияют два фактора: какие линии преобладают в зрительной среде ребенка и развитие торможения в зрительной системе.

По данным других исследований,  в мозге детей с аутизмом по генетическим причинам уже с рождения существует дефицит торможения. Это дает основание предположить, что в сензитивный период развития ориентационной чувствительности у этих детей  обучение нейронных сетей не происходит должным образом. Именно поэтому дети с аутизмом могут хуже определять разницу в угле наклона вертикальных или горизонтальных линий.

В ключевом эксперименте, проведенном учеными МГППУ, участвовали 40 мальчиков с расстройством аутистического спектра и 38 мальчиков с нормальным ходом развития. Участникам, сидящим перед экранами компьютера, последовательно показывали линии: в одном случае вертикальные и с небольшим отклонением от вертикали, в другом - диагональные и с небольшим отклонением от диагонали. Испытуемый должен был определить, насколько линия отклонилась по сравнению с первоначальным изображением. Результаты этого исследования показали, что дети с аутизмом хуже оценивают угол наклона линий, отличающихся от вертикальных. При этом, диагональные линии они воспринимают так же, как и типично развивающиеся.

Исследователи из МГППУ применили принципиально новый подход к проблеме: они искали не нарушения в коммуникации и познании, но нарушения в ранних базовых функциях. Для этого они проверили, характерны ли эти нарушения для детей с аутизмом в возрасте от 6 до 14 лет, и теперь сосредоточатся на новых исследованиях с участием совсем маленьких детей.

 Современные методы исследования младенцев позволяют нам обнаружить эту особенность восприятия уже в три-четыре месяца. И для этого не надо сажать малыша за компьютер. Он может даже лежать, на экран проектируются линии, а дальше его восприятие фиксируется. Для такой диагностики  не нужно специфическое дорогостоящее оборудование,  уточняет Татьяна Александровна.   Вопрос – в чем цель такой диагностики, и для чего она нужна? Зачем выявлять нарушение восприятия линий у детей с РАС как можно раньше?   Ответ – сами по себе они нас не очень интересуют.

Мы хотим использовать эти ранние нарушения для того, чтобы как можно раньше выявить детей с врожденным дефицитом функций тормозных нейронов. Такой дефицит в раннем развитии приводит к особенностям базовых зрительных и слуховых функций, а по мере созревания – к нарушениям взаимодействия с другими людьми и другим искажениям в развитии психики. Эксперименты на животных демонстрируют, что лекарственное вмешательство эффективно именно на ранних стадиях, позволяя предотвратить последующие нарушения в развитии мозга и его функций.

 Главная наша идея в том,  отмечает Татьяна Строганова,  что надо искать, условно говоря, не «под фонарем», а там, где  потеряли. Если у нас основная теория о раннем дефиците торможении у детей с аутизмом, то в таком случае надо исследовать базовые звуковые и слуховые функции, зависимые от развития торможения, которые возникают у ребенка в раннем возрасте. Дефицит этих базовых элементарных функций и будет основным критерием для ранней диагностики аутизма».

 Следующий этап, – заявляет Татьяна Строганова,  это амбициозные мультицентровые исследования, которые должны быть направлены на изучение младенцев с высоким риском аутизма и проверки нашей гипотезы. В России таких исследований нет. На Западе для них приглашают к участию семьи, где есть дети с аутизмом и родители планируют рожать еще. Все новорожденные в таких семьях имеют повышенный риск возникновения аутизма, но к трем годам жизни диагноз аутизм будет поставлен лишь 1015% детей.

Это значит, что необходимо обследовать, по крайней мере, 300 младенцев в группе повышенного риска, чтобы через 3 года обнаружить среди них 3040 детей с аутизмом. Именно у них и нужно будет искать ранние проявления нарушенных функций тормозных нейронов. Такие исследования не под силу одной лаборатории, требуется объединить усилия 56 центров исследовательских центров, владеющих современными методами изучения поведения младенцев. Для этого нужна государственная поддержка.