Детская психология
 

Вопрос-ответ. Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул?

Тип: статья
Язык оригинала: Английский
Версия для печати
15 полезных советов по возвращению в школу в сентябре от мамы двух сыновей в спектре аутизма
Автор: Кимберли Рутан МакКафферти / Kimberlee Rutan McCafferty
Источник: Autism Mommy Therapist



Летние каникулы слишком быстро подходят к концу — мы и оглянуться не успеем, а учебный год уже начался, и пора собирать ребенка в школу. Новый класс, новое помещение класса, а то и новая школа могут вызвать стресс у любого ребенка. Что же говорить о детях в спектре аутизма, которым особенно сложно справиться с неизвестностью. Можно заранее постараться уменьшить страхи и тревожность ребенка с помощью нескольких небольших шагов еще до начала учебного года. Я использовала многие из этих стратегий для своих собственных аутичных мальчиков, которые находятся в разных концах спектра аутизма. Конечно, все дети уникальны и то, что подходит одному ребенку не обязательно подходит другому. Некоторые стратегии были бесполезны для меня в прошлом, но, когда мальчики подросли, они стали очень эффективны.

Вот несколько проверенных временем советов, которые помогали облегчить моим детям переход к учебе в сентябре и делали их учебный год успешнее.

1. Как можно чаще говорите с ребенком о том, чего ему ожидать в предстоящем учебном году. Совет элементарный, но, наверное, это самая важная стратегия для уменьшения тревожности ребенка. Для этих разговоров вы можете подготовить социальную историю о новом учебном годе с фотографиями школы и помещений, которые будет посещать ребенок, и регулярно читать ее с ребенком. (Также смотрите «Как обучать ребенка с аутизмом с помощью социальных историй»).

2. Каждый день вычеркивайте вместе с ребенком дни в календаре, оставшиеся до начала учебного года. Некоторые дети испытывают тревожность, потому что не очень хорошо понимают, когда именно начнется учеба в школе. Простое вычеркивание дней в календаре помогает ребенку зрительно представить, когда начнется учебный год.

3. Еще до начала учебного года создайте новое расписание на утро и поощряйте ребенка придерживаться его каждый день. Начинайте будить ребенка немного раньше каждое утро, чтобы он привык рано вставать еще до 1 сентября. До конца летних каникул вам нужно провести несколько «генеральных репетиций» с утра, чтобы утром первого учебного дня с ребенком не произошло ничего непривычного. Если ваш ребенок хорошо реагирует на визуальные расписания, то составьте расписание из картинок, отображающее, что и в какой последовательности происходит утром, в том числе, одевание в школу и транспорт до школы.

4. Устройте экскурсию в школу. Об этом можно договориться с учителем вашего ребенка или другим сотрудником школы. Возможно, у вас не будет возможности встретиться с учителем до начала учебного года, но, по крайней мере, ребенок сможет привыкнуть к зданию школы еще до начала учебного года. Во время «экскурсии» посетите туалет, столовую, спортзал, библиотеку, площадку на улице, а также любое другое помещение, которое ребенок может посещать во время учебного года. Во время экскурсии сделайте фотографии всех помещений, а потом включите их в социальную историю и ежедневно читайте ее вместе до конца летних каникул. Социальная история поможет ребенку усвоить, чего ему ожидать в наступающем учебном году.

5. Во время визита в школу отработайте с ребенком, как себя вести в экстренной ситуации. У детей в спектре аутизма часто бывают трудности с шумом и нарушениями в привычном расписании. Если возможно, покажите ребенку, куда и к кому он может обратиться и что ему делать, если что-то его напугает или расстроит. Это поможет ребенку лучше подготовиться к учебному году, а участие в отыгрыше такого сценария мамы или папы может развеселить ребенка.

6. Создайте наглядное расписание школьного дня для ребенка. Возможно, вы пока не знаете точное расписание ребенка, но даже если у вас будет один из вариантов учебного дня, и вы пройдете по школе вместе с ребенком в соответствии с этим расписанием, то это поможет ему подготовиться. Если возможно, узнайте расписание учебного дня до визита в школу вместе с ребенком. Подготовьте визуальное расписание (письменное или с картинками), а затем пройдите по помещениям школы вместе с ребенком в соответствии с этим расписанием.

7. Если это возможно, устройте встречу ребенка с учителем до начала учебного года. Не забудьте включить фотографию учителя или учителей и их имена в вашу социальную историю.

8. Напишите письмо о сильных и слабых сторонах, сенсорных проблемах, диетических ограничениях и любимых поощрениях ребенка. Если это возможно, то пусть ребенок поможет вам создать этот документ. Это важная информация для сотрудников школы. Убедитесь, что вы не перечисляете только проблемы — включите просто забавные факты, уникальные особенности и интересы вашего ребенка. Письмо должно быть не больше одной страницы (максимум двух). Сделайте копии письма для учителей, тьюторов и других сотрудников, которые будут работать с вашим ребенком. Не забудьте сделать копию для школьного психолога, логопеда, учителя физкультуры, учителя музыки и так далее. Учителям полезно увидеть «краткое описание» ребенка до того, как приступать к его обучению. И не стесняйтесь хвастаться в письме!

9. Если это уместно, убедитесь, что к началу учебного года у ребенка готов план коррекции нежелательного поведения. Если у ребенка уже есть разработанный план коррекции поведения, который для него работает, то попросите его новых учителей ознакомиться с ним и придерживаться его с первого же учебного дня.

10. Если ваш ребенок пользуется системой альтернативной коммуникации, то убедитесь, что все взрослые, которые будут его обучать, знают и понимают эту систему. По меньшей мере, учитель ребенка должен познакомиться с системой или устройством для коммуникации до начала учебного года. Если с ребенком работает тьютор, то его также обязательно нужно обучить системе коммуникации.

11. Если у ребенка есть сенсорные проблемы, то подготовьте его любимый предмет для сенсорный стимуляции и убедитесь, что он будет с ним на протяжении всего первого учебного дня в школе. Определенные предметы могут утешать детей в спектре аутизма и помогать им справиться с сенсорной перегрузкой. Убедитесь, что такой предмет всегда есть у вашего ребенка под рукой.

12. После начала учебного года внимательно следите за прогрессом ребенка. В первые несколько недель учебы познакомьтесь со всеми учителями ребенка. Это поможет вам отслеживать прогресс ребенка и покажет вашу заинтересованность в обучении ребенка.

13. Напишите письмо благодарности учителю ребенка и директору. Если первая пара недель пройдет гладко, никогда не лишне выразить вашу благодарность за такой плавный переход к учебе.

14. Если это возможно, вызывайтесь выполнять волонтерскую работу для класса и школы. Ваше присутствие в школе сообщает учителям, что вы активно вовлечены в образование ребенка. Кроме того, детям (часто) приятно видеть родителей в школе. Присутствие там добавит вам очков!

15. И наконец, самое важное, попробуйте расслабиться. Дети чувствуют страх своих родителей. Если вы сможете сохранять спокойствие, ребенку будет проще не нервничать 1 сентября, да и на протяжении всего года.

Удачи в новом учебном году!

Поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда можно нажав на кнопку «Помочь».
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

23.09.2021

Алексей Мелехин про нарушения сна у детей


22.09.2021

Детям-сиротам в России станет доступнее высшее образование


22.09.2021

Подборка литературы



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика