Как дети формируют стиль воспитания своих родителей

27.08.2018
Рубрики: Детские группы

Британский психолог Кристиан Джарретт, редактор блога BPS Research Digest, пишет об исследовании ученых из университета Иллинойс на тему того, как дети влияют на слить и образ воспитания родителей.

В нашей культуре мы любим размышлять о влиянии различных стилей воспитания на детей. Статья в социально-психологической и личностной науке использует двойной подход, чтобы показать, насколько ошибочно рассматривать динамику родителя и ребенка в качестве односторонних отношений. "Учитывая текущие доказательства, мы можем более точно концептуализировать воспитание как транзакционный процесс, в котором родители и дети оказывают одновременное и непрерывное влияние друг на друга”, - пишут Мона Айуб из университета Иллинойс в Урбана-Шампейн и ее коллеги.

Исследователи обнаружили, что 27% различий в уровнях проявления заботы у родителей и 45% различий в уровнях проявления агрессии у родителей объясняются генетическими влияниями, возникающими у их детей. Значительная часть этого генетического влияния была связана с чертами личности детей: дети, которые набрали больше баллов по доброжелательности и добросовестности, как правило, имеют родителей, которые воспитывали с большей теплотой, а дети с более низкой доброжелательностью имели родителей, которые воспитывали с большим давлением.

Личностные черты детей связаны с их генами и поведением родителей. Исследователи предполагают, что другие, связанные с генами, черты у детей также оказывают влияние на стиль воспитания родителей. Например, депрессия или “экстернализация поведения”, что порождает такие вещи, как агрессия и непослушание.

В ходе исследования было также изучено влияние факторов окружающей среды на поведение родителей и личностные особенности детей – это факторы окружающей среды (не связанные с генами), которые влияют на одного ребенка, но не влияют на другого, способствуя различным стилям воспитания по отношению к каждому ребенку в одной семье. Данные исследования не могут указать, что это за факторы, но примером может служить любая болезнь, которая затрагивает только одного ребенка.

Несмотря на меньшее значение, чем генетические эффекты детей, исследователи обнаружили, что факторы окружающей среды увеличивают уровень стресса родителей и снижают сознательность и эмоциональную стабильность детей.

Айюб и ее коллеги подчеркнули практические последствия своих выводов: “Родительские вмешательства могут быть более эффективными, если задействовать как родителей, так и детей, таким образом, чтобы вмешательство было адаптировано к уникальным качествам обеих сторон.”

Ограниченность исследования заключается в том, что оно дает лишь представление о динамике между родителями и детьми. Вполне вероятно, что влияние личностей детей на стиль воспитания их родителей является одним из аспектов разворачивающейся динамики. Она проявляется с обеих сторон, поскольку стиль воспитания родителей, в свою очередь, влияет на ребенка. «Продольные проекты, которые оценивают личность ребенка и воспитание детей на протяжении всего развития, будут полезны, - пишут исследователи, - особенно потому, что воспитание может иметь разные значения на разных этапах развития».

Исследование опубликовано на портале Британского психологического общества https://digest.bps.org.uk/