3 важных сюжета из «Гарри Поттера» о вреде социальных ярлыков

24.10.2018
Рубрики: Педагогическая психология

Книги и фильмы о Гарри Поттере — отличный пример сказки, которая скрывает в себе не только увлекательный сюжет, но и может стать поводом для полезного разговора с детьми. Профессор психологии Филип Т. Янос рассказал изданию Psychology Today, как в истории о Гарри Поттере поднимается тема навешивания социальных ярлыков, как об этом говорить с детьми и чему это может их научить.

Откуда у детей берутся разные представления о том, что хорошо/плохо или стыдно/нормально? Понятно, что в воспитании участвуют не только родители. Книги, фильмы, сериалы, видеоигры тоже формируют отношение ребёнка к себе и к окружающей реальности, при этом чаще всего именно они укрепляют отрицательные стереотипы. В диснеевских мультиках, например, можно найти много негативных упоминаний психических расстройств. При этом во многих фильмах и книгах для детей психические расстройства стигматизируются куда сильнее, чем в книгах для взрослых. Хотя есть и приятные исключения.

Например, книги о Гарри Поттере — отличный повод поговорить с ребёнком о том, чем может быть опасно навешивание социальных ярлыков и яростная стигматизация разных явлений.

1. Маглы, грязнокровки и чистокровные волшебники

С самого начала в книгах и фильмах о Гарри Поттере поднимается вопрос, как разные группы людей воспринимают друг друга. Впервые мы сталкиваемся с этим, когда родственники Гарри маглы (или неволшебники) высмеивают волшебников, называя их уродами. Особенно отвратительными им кажутся странности и непонятное поведение Гарри. А позже мы видим, как волшебники делают то же самое. Волан-де-Морт презрительно называет маглов и волшебников, происходящих от маглов, «грязнокровками». Он считает их хуже чистокровных волшебников. Отсюда ребёнок должен сделать вывод — в навешивании ярлыков не бывает виновата одна сторона, это двусторонний процесс.

2. Профессор Люпин и превращение в оборотня

Дальше по ходу книги появляются темы, которые более чётко связаны с психическими заболеваниями и их стигматизацией. Так в «Гарри Поттере и узнике Азкабана» встречается профессор Люпин, с которым Гарри и другие главные герои сближаются. Но вскоре мы узнаём, что у профессора есть тайна, которую он стремится скрыть: периодически он становится оборотнем. Ему приходится пить зелье, чтобы избежать этого превращения, которое может быть опасным для окружающих. Здесь мифический процесс превращения в оборотня можно понимать как метафору смены состояний, которую испытывают люди, например, с биполярным расстройством. Профессор Люпин — типичная жертва социальной стигматизации и попытки изолировать людей с проблемами психического здоровья. Когда его секрет обнаруживают, профессору приходится покинуть школу. Гарри пытается защитить учителя, но «родители не хотят, чтобы их детей учил оборотень».

3. Невилл Долгопупс и родители в психиатрической больнице

Ещё один персонаж, которого касается стигматизация — это сокурсник Гарри Невилл Долгопупс (эта тема присутствует только в книге). В первых частях мы узнаём, что Невилла воспитывала бабушка, потому что его родителей убил один из последователей Волан-де-Морта. Однако позже выясняется, что родители Невилла живы и находятся в подобии психиатрической больницы для волшебников. Невилл навещает их, однако держит это в секрете. Такое нежелание разглашать «стыдную» правду показывает, как работает принцип ассоциации. Это происходит, когда родственники или друзья стигматизируемого обеспокоены тем, что их ассоциируют с ним. Они чувствуют себя испорченными, стыдятся и стараются избегать любых упоминаний об этой ситуации. Готовность Невилла предположить, что его родители мертвы, показывает крайнюю реакцию на ассоциативное клеймо.