Как выявлять фальшивые новости и почему важно обучить этому детей

07.11.2018
Рубрики: Педагогическая психология

Современные школьники растут в эпоху, когда умение обращаться с информацией стало навыком, сравнимым со знанием таблицы умножения. Перед лицом нескончаемого интернет-потока человек должен уметь защитить себя от лжи, научиться мыслить критически и добиться максимально неискаженного восприятия о мире.

В 2015 году в результате исследования Media Insights Project выяснилось, что для нового поколения газеты, телевидение и радио ушли в прошлое: 82% опрошенной молодёжи от 18 до 34 лет назвали интернет основным источником информации. Причем 64% респондентов узнают новости о событиях в мире из сети.

По данным исследовательского центра Pew Research, 92% подростков ежедневно заходит в интернет. Благодаря распространению смартфонов и планшетов, 24% детей от 13 до 17 лет находятся в статусе онлайн практически постоянно, 56% — несколько раз в день, и только 12% заходят в сеть один раз в сутки. Большую часть времени дети проводят в социальных сетях.

Фейковые новости, будь то маркетинговые уловки или политические провокации, могут не только исказить картину мира, но и увести деньги из кошелька. Скандальные заголовки привлекают интернет-пользователей на сайты онлайн-мошенников. А новости о том, что происходит в мире, могут быть частью информационной войны. 

Первыми вопросом медиаграмотности озаботились американцы. Западные СМИ связывают это с трагическими событиями во время предвыборной кампании в США в 2016 году, который получил название «Пиццагейт». Благодаря интернет-новостникам кандидата в президенты Хиллари Клинтон обвинили в причастности к работе нелегального борделя с несовершеннолетними тружениками через сеть пиццерий. 

Кто и как борется с ложью в интернете

В Соединенных Штатах появились организации, которые стремятся повысить способность подростков отличать правду от вымысла. Среди них — сообщество News Literacy Project (проект по новостной грамотности), который предлагает онлайн-курсы по медиаграмотности и доступ к методическим материалам по этой теме для учителей. 

Американские школьники изучают феномен ложных новостей на уроках истории, информатики и социальной науки (в средней американской школе так называется обществознание). Преподаватели и учёные прилагают усилия, чтобы расширить теоретическую и практическую базу медиаграмотности как дисциплины. Её принципы разбиты в учебных планах на уровни по сложности: азы преподаются в средней школе, а совершенство достигается уже на уровне университетского образования.

Как защититься от фейковых новостей

В учебные планы российских школ медиаграмотность пока не проникла. Перед вами собирательный образ того материала, который удалось найти на англоязычных сайтах, своеобразная памятка для того, кто хочет проверить подлинность новости из интернета. Она состоит из вопросов, которые нужно задать самому себе, когда появляются подозрительные новости.

- Вызывает ли новость сильные эмоции: страх, гнев или надежду, что новость правдива?

Если ответ положительный, то к содержанию новости стоит отнестись настороженно. Авторы фальшивых новостей стремятся играть на чувствах читателей и могут искажать или брать факты из воздуха для привлечения внимания аудитории.

- Как вы нашли эту новость? Была ли она представлена на новостном портале, официальном сайте информационного агентства, или появилась в ленте социальных сетей?

Новость, появившуюся и размещённую на странице личного профиля или сообщества в социальной сети, необходимо проверить. Попробуйте связаться с автором новости, задать ему уточняющие вопросы в комментарии или личном сообщении. Проверяйте наличие одних и тех же фактов на нескольких порталах сразу. По возможности, проверьте также и зарубежные СМИ.

- Проанализируйте заголовок

Используется ли эмоциональная пунктуация (!!!)? Используется ли CAPS LOCK при написании заголовка? Разоблачает ли заголовок некую тайну или заговор? Заканчивается ли заголовок «на самом интересном месте»? Прерывается ли фраза, есть ли недосказанность?

- Присмотритесь к тексту

Если текст написан нелитературным языком, в нём присутствует брань или неуместные шутки, то, скорее всего, в этой новости больше субъективного мнения, нежели фактов.