Детская психология
 

Отрасли        психологии


RSS Настроить






Игры на свежем воздухе вместе с детьми



22.02.2019 13:25:00
Рубрики: Детские группы

Зима в этом году порадовала всех нас большим количеством снега. Новогодние праздники остались позади, но у нас есть еще возможность порадовать себя и детей полезными, зимними развлечениями. Специалисты Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой будут очень рады, если наши рекомендации помогут вам с пользой провести время.

 

Взрослым не всегда бывает понятно, что может порадовать наших детей и при этом принести им пользу. Наши сегодняшние дети и внуки сильно отличаются от нас в их возрасте. Поэтому, сначала мы хотели немного поговорить об особенностях современных детей.

 

Как сказал Антуан Де Сент Экзюпери: «Все мы родом из детства», а детство у нас и наших детей было очень разным.   Многим современным родителям, а уж тем более бабушкам и дедушкам не всегда понятны современные дети. Сегодняшний трёхлетний малыш легко «взломает»   мамин планшет найдёт необходимый ему значок  и включит любимый мультик или игру, а вот постоять на одной ноге, нарисовать домик  или  рассказать сказку  получится не у всех.  Девочке подростку легче написать сообщение в социальную сеть, чем поговорить с подругой по душам.

 

Среда, в которой растут дети, за последние 20-30 лет претерпела сильные изменения, что не могло не сказаться на процессе развития детей и то, что раньше происходило естественным образом, теперь зачастую требует пристального внимания родителей и специалистов.

 

Так что же изменилось в нашей жизни?

 Оставим в стороне экологические факторы и обратим внимание на то, что очевидным образом ближе к психологии:

1.      Сильно изменилось  информационное поле, в котором мы живём. Вплоть  до 1996 года большинству регионов России было доступно только три телеканала, видеомагнитофоны были редкостью, не во всех квартирах стояли стационарные телефоны, мобильная связь активно вошла в нашу жизнь только в начале 2000-х  годов.

 

2.      Кардинальные изменения претерпел наш быт - личный автотранспорт, стиральные машинки, микроволновые печи и другие электро - приспособления для приготовления еды, посудомоечные машины, пылесосы и другие приборы для облегчения домашней работы, возможность дистанционного управления разными бытовыми приборами.

 

3.      В эти же годы вошла в нашу жизнь индустрия организации досуга. Туристические агентства, кафе, рестораны, институт аниматоров, все это упрощает нам жизнь, но лишает нас возможности проявить инициативу,  творческий потенциал, лишает  нас возможности самостоятельно реализовать намеченные планы.

 

 

4.      Всё это явилось одновременно и причиной и следствием увеличения темпа жизни.

 

 

А что же за это время изменилось в жизни наших детей? Первое, как мы уже сказали, среда, в которой живут их родители и дети вместе с ними. Плюс к этому сегодня мы можем уверенно говорить, что дети стали меньше самостоятельно гулять во дворе, реже стали ходить друг к другу в гости, экраны телевизоров,  компьютеров и мобильных устройств существенно потеснили книги, а компьютерные игры заменили живое общение, как со сверстниками, так и с родителями. Современные дети живут в избыточном количестве игрушек, игр, развивающих пособий и других товаров, предназначенных для детей, но сильно видоизменившихся за последние 3 десятилетия (на пример одежда).  Высокий темп жизни родителей, порой не позволяет им выйти за круг необходимых дел и просто провести время с ребёнком, общаясь с ним на  уровне его интересов и тем самым формируя их.

                                                                              

Специалисты, которые давно работают с детьми,  отмечают, насколько сегодняшние дети отличаются от предыдущих поколений и, к сожалению, не всегда  в лучшую сторону.  Еще в раннем возрасте это замечают врачи-педиатры и неврологи. Об этом говорят воспитатели детских садов - приходящие к ним в 1,5 – 2,5  года дети  не умеют одеваться, пользоваться горшком, самостоятельно есть и очень плохо разговаривают.  Об этом говорят учителя начальной школы – заметно увеличилось количество детей, которые, приходя в первый класс, не могут высидеть урок, плохо воспринимают на слух как учебную, так и организационную информацию и испытывают серьезные сложности в овладении письменной речью.

 

Учителя средней школы говорят о снижении  мотивации детей к обучению, отсутствию целеполагания, инфантильности.  Для старшеклассников характерно сознательное исключение из сферы своих интересов целых областей знаний, высокий прагматизм, перевод межличностного общения в виртуальную форму. А преподаватели вузов вынуждены упрощать программы по предметам, в связи с  постоянно снижающимся уровнем  аналитического и абстрактного мышления у первокурсников.

Возросшая потребность  в таких специалистах как: логопеды, дефектологи, психологи и круг вопросов, с которыми к ним обращаются родители, говорят  нам о том, что не все благополучно в «нашем детском королевстве».

 

Так что же мы потеряли в погоне за прогрессом? Чем  была наполнена  жизнь детей предыдущих поколений? Приблизительно в 3-5 лет ребенок попадал во двор под надзор старших сестер  и братьев и соседских детей. Сразу хочется отметить, что дворовые компании  всегда были разновозрастными, и этим определялся разный уровень развития детей и владение ими возрастными навыками. Поэтому, для младшего поколения двор - это был «социальный университет». Сначала ребенок смотрел на игру старших, потом помогал: бегал за улетевшим мячом, держал скакалку, обозначал край поля, и т.д.  Потом его принимали в игру. И здесь уже нужно было соответствовать новому статусу, ведь если не справишься, то опять отправишься на «скамейку запасных» и ребенок начинал тренироваться самостоятельно, отрабатывая не удающиеся элементы игр. В этом случае, внутренняя мотивация была очень высокой,  и результаты были соответствующие.  

Домашний досуг детей предыдущих поколений также сильно отличался от современного. В отсутствие  не только множества гаджетов, но и элементарного телевизора  дети стремились к общению друг с другом, самостоятельно придумывали   разнообразные игры, используя фантазию и подручные средства.  Бабушки и дедушки, не привязанные к сериалам и новостным каналам, играли с детьми в шашки, домино, карты, морской бой, слова и множество других игр. Вы спросите: «Неужели вышеперечисленные способы проведения времени как во дворе, так и дома оказывали сильное влияние  на развитие детей?» 

Доказательно ответить на этот вопрос невозможно, но давайте проанализируем, чему учились  дети, в естественно формирующейся среде общения. Если мы будем говорить о подвижных играх на улице, то мы обязательно скажем, что в этих играх тренировалась: ловкость, координация движений, навык ориентации в пространстве, скоординированность работы всех органов чувств, глазомер, сила и выносливость. Но еще важнее, что самостоятельно гуляя во дворе, дети тренировали такие социально-коммуникативные умения как: выдержка, умение взаимодействовать с партнером, умение предвидеть действие соперника, умение выигрывать и проигрывать, умение оказать поддержку и отвечать за свои поступки, умение терпеть боль, как физическую, так и психологическую. Теперь на занятиях у нейропсихологов - это называется  повышением пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, развитием  трех функциональных  блоков головного мозга, которые отвечают за: преодоление утомляемости и истощаемости; получение, идентификацию, запоминание и сопоставление новых ощущений;  программирование, регуляцию и контроль деятельности. И для того, чтобы развить эти способности  у современного ребенка, многие  родители вынуждены обращаться к специалистам.

Анализируя домашние игры детей ушедшего  века, в первую очередь мы обратим внимание на то, что дети много пользовались бумагой, карандашами, ножницами, пластилином, тем самым активно развивая мелкую моторику, графические навыки, пространственное и конструктивное мышление. Детские игрушки были на много проще сегодняшних и их было меньше, но благодаря этому развивалось собственное творческое мышление. Играя в классические игры, такие как шашки, домино, карты, развивалась память, внимание, логическое и стратегическое мышление. В этих играх, дети  знакомились с цифрами, осваивали счетные операции. В процессе многообразных игр в «слова», дети знакомились с буквами, словами и их правописанием.  То есть, все вышеперечисленное -это школьные умения и навыки. Но почему дети лучше усваивали в играх то, чем сегодня занимаются на  занятиях по подготовке к школе?

Всем знакомо словосочетание «умения и навыки», мы часто повторяем его, не задумываясь над тем, чем  умение отличается от навыка. Так вот умение - это действие, происходящие под сознательным контролем, с невысокой скоростью, значительной степенью утомления и отсутствием прочного запоминания. И только при многократном повторении, умение переходит в навык. Развитие навыков зависит от следующих факторов: одаренности ученика, профессиональных  навыков преподавателя, сложности элемента, но самое главное от уровня осознанности, активности и  мотивации  у  ученика. А к какому виду деятельности высока мотивация у детей? Где они активны и в состоянии осознать происходящие? Конечно же, в игре, как в самом любимом и правильном  занятии для этого возраста.

 

Игра это не только  способ познания и отражения жизни, которая окружает ребенка,  самое главное, что игра - это способ обучения его всем необходимым умениям и отработка соответствующих возрасту навыков. Поэтому, повторимся еще раз, что вслед за изменением среды, в которой растут дети, изменились их игры, то есть  изменились  сами дети, а точнее их умения и навыки, не только двигательные и когнитивные, но и социальные.  

 

 

Но хватит о серьезном,  мы собрались интересно и с пользой провести время со своими детьми. Может быть, перечитав название игр нашего детства,  у вас улучшится настроение от приятных и теплых  воспоминаний. Устройте конкурс среди взрослых: кто точнее расскажет правила нижеперечисленных игр.

Из всего многообразия игр, которые мы используем в своей практике в Центре им. Г.Е. Сухаревой, мы отобрали те, в которые вы сможете поиграть зимой на улице или  дома вечерами в кругу семьи и с друзьями.  Чтобы статья не была бесконечно длинной правила  ниже указанных игр (если вы их не знаете)  легко можно найти   в Интернете,  мы лишь коротко прокомментируем их, основываясь на опыте работы с детьми.

 

Игры, которые мы хотим предложить вам для улицы хорошо подходят для «заснеженного» времени года, т.к. за счёт наличия теплой одежды они становятся менее травмоопасны чем летом, а наличие снежного покрова позволяет падать на  землю,  не боясь испачкаться:

 

·         «Салочки» -- перед началом игры обязательно обозначьте края поля и проверьте, чтобы оно было безопасным. Если в салочки будут играть маленькие дети с папами, то, чтобы игра не превратилась в «поддавки», пусть папы играют, прыгая на одной ноге, а если они захотят встать на 2 ноги, то они должны остановиться. Салочки тренируют ловкость и выносливость.

·        «Колдунчики» -- также как и в «салочках», необходимо обозначить края поля. Для игры в «колдунчики» важно продуманно разделиться на команды, чтобы соотношение сил было равным и, чтобы дети не устали и не разочаровались в игре от невозможности «заколдовать» всех разбегающихся соперников. Также как и в «салочках», тренируются ловкость и выносливость, но в этой игре многое зависит от командного взаимодействия и взаимовыручки.

·        «Картошка» --  обычно, эта игра ассоциируется с летним временем года, но зимой она не менее привлекательна и весела, а с точки зрения моторного развития даже более полезна, так как зимняя одежда затрудняет движение, а  значит, требует от играющих большего напряжения.

·        «Вышибалы» -- перед началом игры необходимо обозначить края поля и четко договориться о правилах, так как в разных традициях они существенно отличаются. Если ребенок ни разу не играл в «вышибалы», то до начала игры ему надо дать возможность потренироваться,  уворачиваться от мяча. Игра отлично тренирует ловкость, координацию,

командное    взаимодействие.

 

·        «В ножки» --  важно помнить, что во все моменты игры все участники стоят в стационарных позах, кроме 2-х прыгающих игроков. Игра очень хорошо тренирует координацию, чувство равновесия, навык контроля возникающих побуждений.

 

 

·        «Чехарда» -- не бойтесь, что рост игроков очень разный, установите очерёдность по росту и тогда вы получите усложняющуюся для ребёнка задачу – через маленького брата я смогу перепрыгнуть, а вот через папу придётся перелезать! Игра хорошо тренирует терпение и мышечный корсет, т.к. игрокам приходится довольно долго стоять в напряжении ожидая, когда его перепрыгнут. Вам ничего это не напоминает? Конечно – статическая гимнастика! 

 

 

·        «Цепи-цепи-разорви!» -- Игра тренирует не только ловкость, но и стратегическое мышление: кого взять в команду, на какое звено цепи нацелиться, как ввести в заблуждение соперника, резко изменив направление бега.

 

 

·        «Игры со скакалкой» -- зимой рекомендуем вам использовать длинную веревочную скакалку с безопасным утяжелителем. Для зимы подходят 2 вида игры, когда ведущий раскручивает скакалку стоя в центре, а все перепрыгивают и когда 2-е игроков  крутят скакалку, а все остальные перепрыгивают. Прочную веревочную скакалку зимой можно использовать в качестве каната для перетягивания, а также устроить соревнования «кто пройдет под веревочкой». В этом случае 2-е игроков держат веревку, сначала на высоте человеческого роста, опуская ее все ниже и ниже на каждом новом уровне. Проходить под веревочкой нужно не касаясь земли руками. Все игры со скакалкой развивают выносливость, ловкость, координацию, навыки согласованного владения своим телом.

 

       Следующая серия игр подойдёт и для улицы и для дома:

 

·        «Жмурки» -- в этой игре важно, чтобы глаза завязывались «по честному», чтобы  водящему с закрытыми глазами было по силам кого-нибудь поймать и чтобы, разбегающиеся от водящего игроки не дразнили его обидными высказываниями. Игра развивает слуховое внимание, слухомоторную координацию, навыки совладеющего поведения.

·        «Ручеек» -- игра очень хорошо проходит под легкую динамичную музыку, повышает настроение и активизирует внутригрупповое взаимодействие.

·        «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу». -- начиная играть в эту игру, позаботьтесь о том, чтобы на вас была соответствующая одежда -- брюки. Игра тренирует умение взаимодействовать друг с другом не только посредством слов, но и посредством согласованных движений, а также ловкость и умение преодолевать сложности.

·         «Прятки» -- для игры в прятки, как на улице, так и дома, рекомендуем вам разбиться на равные по силе команды, это делает игру более динамичной, веселой и дает возможность помочь игрокам лучше спрятаться с помощью членов команды. Игра хорошо развивает терпение, самоконтроль и командное взаимодействие.

·        «Море волнуется раз!» -- название этой игры помнят все, а вот  правила не очень, так как они очень неоднозначные. Для объективности оценки качества изображаемых фигур рекомендуем вам  выбрать независимое жюри, которое по результатам раундов будет назначать следующего ведущего. Игра развивает творческое мышление, артистизм, расширяет кругозор, тренирует пластику движений и координацию.

·        «Путаница» -- нужно помнить, что во время «запутывания» и «распутывания» нельзя размыкать руки и фигура считается распутанной только тогда, когда все руки находятся в правильном исходном положении. Игра развивает командное взаимодействие, логическое и пространственное мышление, координацию и чувство равновесия.

 

Дома вы можете вспомнить такие игры как:

·        «Горячо-холодно» -- эта игра может стать способом нахождения призов и хорошо поможет  детям усвоить такие понятия как: «право», «лево», «выше», «ниже», «впереди», «сзади», «посередине»  если вы подсказывая направление поиска будете употреблять эти слова.  

·        «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» -- игра тренирует мелкую моторику, ловкость, навык управления эмоциями и внимание к деталям.

 

·        «Игра в резиночку» -- этой совершенно летней игрой можно развлечь детей и дома, для этого необходимо запастись резинкой шириной 2-3 см и  длинной 2,5-3 метра. Схемы игры вы легко найдете в интернете.

 

От себя, мы хотим предложить вам несколько  эксклюзивных занятий, опробованных нами на практике:

 

1.      Попробуйте устроить чемпионат семьи по водному футболу. Для этого вам понадобится: глубокий противень из духовки, один или два разноцветных шарика для настольного тенниса, подсобный материал (пластилин, картон, клейкая лента или другой), из которого вы сделаете ворота. На противоположных коротких сторонах противня вы закрепляете ворота,  размером приблизительно в 1/3 длины стороны. Яркой клейкой лентой или пластилином делите «футбольное поле» пополам, а в его середину закрепляете подставку под шарик (для этого можно использовать подходящую по размеру перевернутую рюмку)  В противень наливаете воду на половину его высоты. Противень устанавливается на столе, игроки садятся друг напротив друга  каждый со стороны своих ворот. И…….. игра началась! Два соперника одновременно наперегонки дуют на шарик, стараясь «забить» его в ворота соперника. Усложнением игры является помещение в центр поля (на двух подставках) 2 разноцветных шарика, один ваш, один противника. Тогда вам одновременно придется стараться «забить» свой шарик в ворота противника и не дать ему поразить ваши ворота. Пожалуйста, оговорите заранее детали правил со всеми игроками, чтобы никто не расстроился из-за недопонимания условий выигрыша и проигрыша. Эту игру очень любят логопеды, так как она хорошо тренирует артикуляционный аппарат, и формирование воздушной струи, необходимой для постановки звуков.

 

2.      Вечер, накануне утренней прогулки в лес или в парк, можно посвятить изготовлению кормушки для птиц, особенно для синичек, которые очень любят сало и вообще животный жир, а он на холоде остается твердым, и этим можно воспользоваться.

Для этого вам понадобится:

  • 200 г  топленого,  не соленого жира, полученного из любого нутряного сала (свиного,  говяжьего, птичьего)
  • 200 г корма для птиц, который вы можете купить в зоомагазине или изготовить сами смесь из не жареных  подсолнечных и тыквенных семечек, дробленных не жареных орехов,  цельно-зернового овса и пшеницы, добавив туда пшено.
  •  любые стаканчики бумажные или пластиковые (можно использовать емкости из-под йогуртов и сметаны)
  • проволока, лента или крепкая веревка

Произвольным образом заполните емкость «арматурой» из проволоки, таким образом, чтобы наверху образовалась проволочная петелька. Растопите жир, всыпьте в него птичий корм, перемешайте. Разложите по емкостям с «арматурой» и поставьте заполненные стаканчики в морозильную камеру. Утром перед походом в лес, привяжите к проволочным петелькам  крепкую ленточку или  веревочку. Развесьте ваши кормушки на ветках деревьев, на радость птицам и вам, и вашим  детям. Это занятие будет хорошим поводом поговорить с детьми о природе, о временах года, о жизни зверей в лесу.

 

3.      Наше следующее предложение очень простое и весёлое, но оно доставит огромное удовольствие ребёнку, а от вас потребуется только сидеть рядом и наблюдать. Для этого вам понадобится 2-4 килограмма обычного круглого гороха и ваша домашняя небьющаяся кухонная утварь.  Высыпьте горох в  не высокий таз,  дайте ребёнку ещё несколько мисок, пластмассовых стаканчиков, удобных черпачков (половник не подойдёт) и пару жестяных с крышками коробок из-под чая. Всё остальное ребёнок придумает сам! Это занятие увлечет и двухлетнего малыша и уже подросшего 6-7 летнего ребенка. В зависимости от возраста и  развития ребёнка, можно дополнить «игровой комплект» мерными стаканчиками и кухонными весами.

В  заключение,  мы хотим сказать о важности совместных игр взрослых с детьми.

Нашим детям необходимо знать, что у родителей есть такое время, которое они готовы  безраздельно и бескорыстно отдать им – детям. Постарайтесь сделать так, чтобы ваше общение с ребенком стало для вас творческим, познавательным процессом, полным открытий и удивлений, и тогда вы никогда не потеряете контакт со своим ребенком.

Конечно, в рамках одной статьи нам сложно рассказать обо всех процессах, происходящих в жизни современных детей. Мы всегда рады видеть вас на лекциях нашего «Родительского клуба». А также на консультациях психолога  по вопросам детско-родительских отношений и психолога-педагога, занимающегося развитием учебных навыков, которые в своих консультациях обращаются к теме игр, как  к одному из способов коррекционной работы.

Материал разработан медицинским психологом Центра им. Г. Е. Сухаревой, Лошинской Екатериной Александровной и подготовлен к печати Байраковой Анной Сергеевной.



Источник:


Вернуться к списку


Новости психологии

17.05.2019 17:55:00

Новые выпуски подкаста на PsyJournals.ru


19.04.2019 21:02:00

Московский международный салон образования 2019


15.04.2019 14:15:00

Старт программы против буллинга



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика