Калейдоскоп чувств

05.11.2019
Рубрики: Детские группы
В неврологии синестезия — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств вызывает ощущения, соответствующие другому органу чувств. Последние тридцать лет ученые активно исследовали этот феномен и пришли к выводу, что он не является редким даром немногих избранных — это врожденная способность каждого из нас.

Психолог Уильям Джемс описал картину чувственного мира ребенка синестета в «Принципах психологии». Он писал (и все восторженные заглавные буквы принадлежат ему), что «любое количество информации, из любого чувственного источника, одновременно попадающее в мозг, который ее еще не получал, сольется в единый неразделенный объект для этого мозга». Как следствие, «ребенок, которого атакуют одновременно глаза, уши, нос, кожа и все внутренности сразу, чувствует все это как один большой цветущий, жужжащий, запутанный клубок; и до самого конца жизни то, как мы распределяем все ощущения, связано с тем, как изначально все эти пришедшие к нам ощущения объединились». 

Эта необычная идея вновь всплыла в 1988 году, в книге «Мир новорожденных». Ее авторы — возрастной психолог Дафна Морер из Университета МакМастер в Онтарио и ее соавтор и муж Чарльз Морер, — описывали чувственный мир новорожденного, который напоминал протосинестезию «взрослого» ребенка Руссо:
«Его мир запахов такой же, как наш, но он не воспринимает запахи как поступающие лишь через нос. Он слышит запахи, видит их, чувствует их. Его мир — схватка острых ароматов, острых звуков, горько-пахнущих звуков, благоухающих картин и касаний с кислым запахом. Если бы мы могли посетить мир новорожденного, мы бы очутились внутри галлюциногенной парфюмерной фабрики».

Мореры предположили, что все дети — синестеты, чей мозг увит множественными связями, преобразовывающими различные стимулы в восприятие. Перекрестное наложение сигналов из различных областей головного мозга, по их мнению, приводит к синестетическому детскому восприятию. Эта идея впервые озарила Чарльза Морера, когда он читал книгу советского психолога Александра Лурии «Ум мнемониста», где Лурия вспоминал «смутные синестетические ощущения» раннего детства, где «масса тумана, а затем цвета» означала, что рядом шумели — возможно, говорили. Морер спросил свою жену, в то время изучавшую развитие зрения у младенцев, возможно ли, что все новорожденные — синестетики.

Собранные вместе, эти открытия показывают, что все мы латентные синестеты в большей или меньшей степени. Чем дальше мы находимся на аутичном спектре, тем менее мы синестетичны. Синестезия способствует не только объединениям в собственном уме, но и между умами. Карусель чувств задает направление нашему раннему развитию и движет нашей человечностью. Мысленно возвращаясь к нашему детскому разуму, ко времени расцвета наших синестетических способностей, мы можем усилить переполняющие нас впечатления от внешнего мира.