Методика «Портаж»: как меняется жизнь детей с тяжелыми нарушениями развития в России

18.12.2020
Рубрики: Клиническая психология

Методику «Портаж», которая используется для работы с детьми с особенностями развития, придумали в 70-х годах в США. Методика, призванная помочь развить навыки детей и способствовать их социализации, стала популярной во многих странах, в том числе в Великобритании, Нидерландах, Индии и Японии, В Россию «Портаж» пришел более десяти лет назад. Почему у нас об этой методике мало кто знает и что она дает детям, выяснял «Добро.Журнал».

«Мы не стали ждать»

В Европе и Америке детей с особенностями развития с рождения сопровождают специалисты ранней помощи, для них организовано сопровождаемое проживание, они живут в семьях.

В России в советское время детей с тяжелыми нарушениями изолировали от общества. Они содержались в закрытых учреждениях и еще 20 лет назад редко появлялись на улицах. Сегодня ситуация меняется. Люди с инвалидностью все чаще принимают участие в жизни общества. Но дети с тяжелыми нарушениями развития пока мало включены в общество, и мы почти ничего не знаем о них.

«Пока мы не можем считать, что качество жизни этих детей достойное, – говорит директор Фонда благотворительной помощи детям-сиротам и инвалидам «Димина Мечта» Елена Володина. – Мы знаем, что государство прикладывает огромные усилия и специалисты на местах стараются, но этого пока мало. Мы не стали чего-то ждать и сами подключились к решению проблемы. Так фонарик освещает углы, куда редко падает взор обывателя».

Праздновать успех

«Портаж» представляет собой систему обучения навыкам с пошаговой инструкцией для педагогов и семьи. Один из главных принципов методики – праздновать малейший успех ребенка. Посмотрел ребенок вам в глаза – надо порадоваться и похлопать в ладоши. Улыбнулся – похвалить, рассказывает медицинский психолог московского центра социальной помощи и реабилитации «Формула роста» Юлия Иванова.

Рано или поздно, считают в фонде, все детские учреждения в России будут перепрофилированы и ориентированы на помощь родителям и на предотвращение социального сиротства.

«Я думаю, что это будущее где-то уже наступило, – говорит Елена Володина. – В Москве детские дома были реорганизованы в центры содействия семейному воспитанию уже шесть лет назад. В регионах эффект будет позже. Конечно, и в Москве система не вполне совершенна, и не все дети живут дома, кто-то и в учреждении, но все-таки есть очень большие подвижки».