Образование детей как смысловая основа родительских практик в постиндустриальном обществе

18.02.2022
Рубрики: Педагогическая психология
Значимые изменения структуры социально-экономических отношений постиндустриального общества создали условия для возникновения новой социальной ситуации родительства. Еще в конце 80-х годов прошлого столетия авторы концепции постиндустриального общества (Белл, 2004; Турен, 1986) говорили о том, что автоматизация и информатизация производства приведут к уменьшению доли людей, занятых в промышленности, и перемещению значительной части населения в сферу социальных услуг. К социальным услугам относят не только сферу обслуживания, но и услуги в области образования, медицины, юриспруденции, культуры, и сегодня они действительно составляет основную часть постиндустриальной экономики по числу занятых в ней людей. Между тем, стремительная цифровизация сферы социальных услуг ведет к уменьшению численности занятых в ней работников, поэтому сегодня представители еще недавно востребованных профессий переживают период массовых сокращений и вынуждены искать себя в новых сферах.

Не секрет, что в плане профессиональной невостребованности наиболее уязвимой категорией граждан оказываются женщины, имеющие детей. Новой сферой приложения сил, знаний, образования для них становится сознательное и активное родительство, открывающее привлекательные возможности для социальной активности и самореализации. Л.И. Божович (Божович, 2008) рассматривала активность в качестве ключевой характеристики личности, позволяющей человеку изменить окружающую действительность в своих целях, стать автором собственной судьбы. Кроме того, воспитание успешных и самостоятельных детей, способных к функционированию в мире высокой конкурентности и неустойчивости социокультурных систем, становится своеобразным вкладом в собственное будущее. Можно сказать, что развитие информационной экономики ведет к расширению социальной ниши активного родительства, ценность которой в индустриальном обществе была весьма невысокой.

Вовлеченность все большего числа матерей в воспитание и образование детей создала условия для стихийного формирования нового стандарта детства. Сегодня родители все чаще интересуются теми развивающими и обучающими возможностями, которые предоставляет современная индустрия образования, активно включают ребенка в образовательную среду задолго до начала систематического школьного обучения.


Анализ литературных источников, а также проведенное исследование позволяют сделать вывод о том, что глобальные социально-экономические процессы, которые протекают в постиндустриальном и цифровом обществе, существенно меняют социальную ситуацию развития ребенка, создают условия для стихийного формирования нового стандарта дошкольного детства. Следует признать, что этот новый стандарт современного детства приводит к размыванию границ возрастных периодов, установленных в качестве нормативных этапов психического и личностного развития ребенка индустриального общества.