Детские тайные языки: языковая безопасность в детском сообществе

20.06.2022

В детской субкультуре существуют механизмы защиты собственного языка от неоправданного вторжения взрослых и сохранения самобытности и автономии. Такой защитой изнутри выступают детские тайные языки — особые формы «тарабарского наречия», понимание которых предназначено только для узкого круга сверстников и должно быть скрыто для взрослых.

На существование подобных детских языков обратила внимание еще известная нобелевский лауреат этнограф Маргарет Мид. Она же указала и на то, что причина их возникновения лишь отчасти заключена в подражании взрослым, поскольку необходимо учитывать и стремление подростков к самостоятельности. Исследовательница выявила основную функцию детских языков — скрыть от посторонних определенную информацию.

Однако блестящая работа отечественного исследователя детства 30-х годов Г.С. Виноградова «Детские тайные языки. Краткий очерк» до сих пор является практически единственным серьезным исследованием по этой проблеме [2]. Как писал Г.С. Виноградов, феномен тайного языка характеризуется «развитием у детей хорового начала общественной жизни, уходом их в жизнь своей среды, обособлением от жизни и быта взрослых». Стремление подражать взрослым в сочетании с маргинальным положением, которое занимают дети, является причиной того, что источниками детских языков часто становятся «языки» различных маргинальных сообществ. Вместе с тем, сравнение детских тайных языков с языками тайных и преступных сообществ (например, криминальная феня) показывает, что они самобытны и создаются с разными целями, хотя некоторые элементы (атрибутика, лексика) и могут быть заимствованы. Также М.В. Осорина частично затронула детские языки в связи с проблематикой автономизации детской субкультуры.

В этих искусственно придуманных словесных формах используются разные приемы перестановки или добавления звуков, которые внешне понять сложно, если не знаешь их закономерности. Секретные языки имеют свои собственные названия, данные детьми: «соленый», «кирпичный», «немой» и др.; в каждом названии раскрывается свой секрет. Например, в «соленом» основной прием — звук «с», который добавляется после каждой гласной по формуле: С + Г, где Г — любая гласная в данном слове. Поэтому же принципу изменяется и «кирпичный», только здесь вместо «с» звук «к». Приведем диалог двух школьников 14-ти лет на «соленом языке».

Тайные языки чаще всего бытуют среди детей в возрасте от 7 до 15 лет. Обычно тайные языки образуются путем прибавления к обычным словам специальных аффиксов (окончаний, приставок и суффиксов). Таков «язык цу»: читать — читацу, мама — мамцу или «ус» — «папаус спитус» (папа спит) и т.д.

Взрослый человек, который находится рядом, а может быть, даже некоторые дети, не входящие в круг близких знакомых, не смогут понимать язык некоторых ребят, которые при этом вовсе не претендуют на звание великих лингвистов, создавая свою систему знаков. Как отмечал Д.Б. Эльконин, каждый шаг эмансипации детей от взрослых ведет к углублению их связи с жизнью общества. Поэтому в детской субкультуре следует видеть самобытный способ освоения ребенком родного языка и новых сторон социальной действительности, а также его самоутверждения в ней.