«Первоклассник не обязан быть внимательным». Нейропсихолог — о претензиях учителей и родителей

01.09.2022
Рубрики: Младшие школьники
Скорее всего, вы уже привыкли к гордому званию «родителя первоклассника». Но у вашего ребенка впереди еще много дней адаптации к школьной жизни. Детский нейропсихолог, автор программ развития метапредметных навыков у детей Наталия Романова-Африкантова рассказывает о нюансах этого периода.

В первый год обучения ребенка в школе очень важно сохранить с ним хорошие отношения. Не лечь наковальней под молот образовательной системы (чтобы между ними оказался любимый ребенок), а выступить другом и поддержкой, помочь ребенку убедиться в том, что не так страшна эта школа, как ее малюют испуганные (да, у них тоже адаптация) родители. Потому что они тоже боятся. Боятся, что школа выставит им двойку по предмету «родительство и домашний контроль». Не выставит! Даже если захотят — в самом худшем случае будут смотреть тем-самым-взглядом-строгой-учительницы.

Другая важная задача родителя первоклассника — сохранить здоровье ребенка. Оно ему точно пригодится в следующих десяти классах (и, ходят слухи, надо оставить запас на ЕГЭ). В этом месте надо сказать, что ограничения по нагрузке первоклассников составляли явно не глупые люди и делали они это не просто так. Сокращённые уроки (в первой четверти не более 35 минут), перемены не короче десяти минут и не более трех уроков в первой четверти и четырех — во второй.

Даже если вам кажется, что вся учеба в первом классе — сплошная лафа, вы должны понимать, что дети испытывают колоссальную нагрузку, потому что должны выполнять две архисложные для них задачи:

сидеть;
сдерживать себя.
Первая сложна просто потому, что наше тело не приспособлено для сидения на стуле за столом: природа рассчитывала максимум на то, чтобы сидеть на корточках. Выполнение второй осложняется тем, что фронтальные (лобные) доли мозга первоклассников только начали созревать, их развитие будет продолжаться еще несколько лет. Но именно они уже должны отвечать за планирование, контроль, торможение, умение себя сдерживать.

Первоклассник, даже если все академическое содержание первого класса он усвоил задолго до школы, каждый день выполняет тяжелую для него работу. Именно поэтому вполне нормально, если ребенок, который со старшей группы детского сада манкировал дневным сном, вдруг начал спать по три часа днем после школы. Ну как нормально — это означает, что ему тяжело, даже если нет проблем с успеваемостью.

Также первоклассник может:

потерять аппетит или, наоборот, стать «вечно голодным»;
перестать сдерживать эмоции и начать плакать или кричать по незначительным ранее поводам (потому что весь ресурс на сдерживание себя тратится в школе);
стать тревожным и мнительным;
начать требовать дополнительного внимания/проявления любви от родителей.
Все это симптомы адаптации, и ребенок имеет на них право на протяжении как минимум первого полугодия.

У первого класса, наряду с его сложностью и стрессорностью для детей и родителей, есть одно неоспоримое достоинство: он быстро заканчивается. Что ставит, правда, перед родителями новую проблему — куда деть ребёнка на каникулы.