Психологическая помощь детям в ситуации горевания

21.09.2022
Рубрики: Детские группы

В зарубежной литературе, начиная с 40 г.г. XX века, ведется научная дискуссия о специфике отношения детей к смерти и переживания ими утраты. Эта дискуссия сконцентрирована на 3-х основных вопросах: с какого возраста дети способны переживать утрату родителя или близкого родственника; схожи ли реакции на утрату у детей с переживаниями взрослых людей или же имеют свои принципиальные отличия и, наконец, какую роль в переживании утраты играет концептуализация смерти. Несмотря на то, что в психологической науке существуют разные ответы на эти вопросы, большинство авторов придерживаются идеи о том, что смерть близкого родственника является существенным вмешательством в развитие ребенка. 

Чувство утраты для некоторых детей и подростков настолько критично, что сразу после смерти близкого их успеваемость в школе резко снижается. По некоторым данным, именно школьные проблемы, которые появляются в период переживания утраты, являются для подростков субъективно наиболее значимыми. Среди них — трудности с концентрацией внимания для изучения нового материала, в том числе — из-за проблем со сном, депрессивных мыслей или головных болей; необходимость получать дополнительные разъяснения и тратить больше времени на выполнение домашних заданий. К академическим проблемам добавляются «вторичные» проблемы, связанные со снижающейся самооценкой, уверенностью в себе и психосоциальным напряжением.

По мнению многих исследователей и практиков, дети имеют больше возможностей для совладания с горем, если они живут в семье, где есть хороший климат, взаимная поддержка и стабильная жизненная ситуация. Для детей старшего возраста и подростков более важную роль начинает играть, помимо семьи, поддержка от друзей, одноклассников и других социальных сообществ.

Итак, ребенок в ситуации переживания тяжелой утраты нуждается в дополнительной психологической поддержке, которая, с одной стороны, могла бы восполнить нехватку у него опыта совладания с трудными жизненными ситуациями, предоставив необходимые для этого инструменты и ресурсы, а с другой, — предоставить возможности для отреагирования скорби и решения задач горя. Интересной в этом плане представляется теория экологических систем У. Бронфенбреннера (1979), в которой он опирался на идеи Л.С. Выготского о роли социальной ситуации в развитии высших психических функций и которую зарубежные исследователи предлагают использовать в качестве модели для организации психологической помощи скорбящим детям.

Модель Бронфенбреннера помещает ребенка в центр множества сред, которые взаимодействуют не только с ребенком, но и друг с другом. Его теория также предоставляет язык и визуальную схему при описании этих сред и того, как они относятся к ребенку. В частности, он выделяет микросистему (чаще всего – это семейная система ребенка), мезосистему (эту систему может представлять школа), экзосистему (например, профессиональная среда родителей), макросистему (социальный класс, этническая или религиозная группа). Конечной системой в модели У. Бронфенбреннера является хроносистема. Это система, которая представляет собой длительный эффект значительных событий, которые происходят в микросистеме ребенка, макросистеме или экзосистеме в течение долгого времени.

В целом, исследования зарубежных авторов показывают, что степень тяжести детских проблем, возникших после ситуации смерти близкого родственника, имеет связь со степенью психологических и социальных трудностей взрослых, осуществляющих уход за ребенком. В некоторых случаях (Calhoun, Abernathy and Selby, 1986; Pfeffer et al., 1997) можно увидеть, что нормальное развитие детей и подростков может быть затруднено из-за отсутствия эмоциональной доступности со стороны горюющих взрослых.

Таким образом, психологическую помощь детям, переживающим утрату близкого человека, целесообразней начинать выстраивать на основе результатов диагностики состояния их семейной системы и тех ресурсов, которые есть у значимого взрослого.