Воздействие медиаинформации на сознание и поведение младших школьников

21.09.2022
Рубрики: Младшие школьники

Объектом теоретического исследования является медиакультура и медиавоздействие, которые рассматриваются как важнейшие процессы, влияющие на сознание и поведение личности и общества. Выдвигаемая теоретическая гипотеза объясняет возрастающее значение медиакультуры в обучении и формировании ценностно-нормативной системы, психологического портрета личности и поведенческих паттернов подрастающего поколения.

Вместе с тем в настоящее время недостаточно разработано теоретическое осмысление влияния медиакультуры на культуру и сознание в проекциях и синдромах быстроменяющегося мира.

С каждым годом повышается интенсивность информационных потоков, обрушивающихся на современных детей с экранов телевизоров, приставок, компьютеров, планшетов. Заметно вырос функционал современного медиамира, который сильно влияет на восприятие информации младшими школьниками, так как здесь они учатся и получают новости, отдыхают и развлекаются, общаются как со сверстниками, так и с представителями различных возрастных групп. Учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности, характерные для этого возраста, необходимо отметить, что младшие школьники очень быстро осваивают новые медийные миры, которые оказывают мощное влияние на их сознание и поведение.

Наличие мощных информационных потоков, тотальный характер современной виртуальной знаковой среды требуют учета этих факторов в современной педагогике, в том числе и при разработке педагогических программ и учебных курсов. При их создании стоит обратить внимание на то, насколько эта информация интегрирована в систему получаемых в учебном заведении знаний, а также специфику формирования медиакомпетентности у младших школьников. Данная ситуация требует построения системы комплексного их обучения эффективной работе с разнообразными информационными потоками, формирования компетенций, позволяющих результативно интегрировать, трансформировать в различные необходимые для решаемых задач формы. Другим направлением является создание индивидуальных коммуникативных стратегий, выстраивание коммуникативного пространства в медиасообществах, а также формирование общего культурного и образовательного уровня младших школьников с учетом влияния тотальной знаковой информационной среды.

Современные младшие школьники, с одной стороны, имеют большой опыт взаимодействия с аудиовизуальным контентом, они мобильны, технически подкованы. С другой стороны, у большинства из них отсутствует или недостаточно сформирована способность к избирательной работе с поступающей информацией. Это связано с тем, что данный возраст характеризуется дооперационным уровнем логического развития, преимущественной опорой на наглядный материал, что объясняет повышенное влияние на сознание и поведение младших школьников медиаинформации, которой свойственно яркое, образное наполнение.

Данный возраст сенситивен к поведенческим паттернам, источником которых часто выступают медийные игры, создаваемые в Интернете и при игре в компьютерные игры — виртуальные миры, где младшие школьники соприкасаются с новыми источниками информации. Существует большое количество обучающих программ, построенных на игровых платформах, где получаемый обучающий опыт интегрирован в виртуальные реальности.

Персонажи любимых фильмов и мультфильмов выступают источниками ценностно-нормативной системы личности, находят отражение в продуктах деятельности младших школьников, прежде всего — в рисунках. Они, помимо виртуальной представленности, включаются в игры, становятся частью реального игрового пространства ребенка.

Современный диалог медиаинформационного пространства и младших школьников осложнен перегрузками информации, наличием криминальных и агрессивных компонентов, что должно стать объектом внимания социальных педагогов и психологов. Необходима выработка медиакультуры, способствующей балансу в освоении медиа, активации субъектной позиции, формированию компетенций для работы с имеющейся медиаинформацией и реализации творческих возможностей младших школьников.

Восприятие современных младших школьников формируется на основе сильного медиавоздействия, которое влияет на ценностно-нормативную систему и поведенческие паттерны личности. Повышенный интерес к медиаинформации обусловлен рядом ее свойств: актуальностью, образностью, эмоциональной яркостью, доступностью восприятия и легкостью понимания. Негативными следствиями медиавоздействия являются его глобальный характер, обрывочность ассоциативных связей, способная формировать поверхностный характер мышления и связанная с опасностью усвоения негативных образцов поведения и деятельности.