Успех любой ценой. Каким должен быть тренер в детском спорте?

17.11.2022
Рубрики: Детские группы

За последнее время случилось сразу несколько скандалов в детском и молодёжном спорте. В Чите известный тренер и чемпион по единоборствам покончил с собой после того, как некоторые родители его учеников обратились в полицию, увидев синяки на детях. Впрочем, вина конкретно этого тренера не была доказана. А в Италии федерация гимнастики вместе с прокуратурой начала расследование случаев жестокого обращения тренеров с гимнастками. Скандал начался с того, что девушки рассказали, как тренер унижала их по поводу веса. 

Можно ли добиться спортивных успехов через насилие и жестокость? Нужны ли рекорды такой ценой? Где грань между требовательностью и жестокостью? Когда родителям стоит вмешаться в отношения тренера и его ученика?

На вопросы aif.ru ответила профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталия Авдеева.

Педагог: авторитетный, но не авторитарный

– Наталья Николаевна, как не перейти эту грань тренеру и педагогу, за которой начинается насилие?

– У хорошего педагога должны быть требовательность и строгость. Тем более у тренера. Он должен учить детей преодолевать трудности, преодолевать себя, учиться себя контролировать. Чего категорически нельзя допускать – так это всякого рода насилия, в том числе психологического. Одно дело, когда тренер убеждает: «Ты это можешь, я уверен в тебе, попробуй еще». А другое дело, когда он кричит: «Ты что, идиот? Это даже маленький может».

Поэтому не должно быть никакого вербального насилия – оскорблений, насмешек, обесценивания и т. д. А также эмоционального насилия, когда тренер выражает по отношению к ученику негативные эмоции – презрение, злость, гнев. Обесценивание ребенка и отношение к нему как к вещи, которая должна крутиться по мановению волшебной палочки педагога, – это недопустимо.

– В Италии гимнастки сейчас обратились в суд, потому что тренер издевался, обзывал за лишний вес...

– Сложилось расхожее мнение, что тренер должен быть авторитарным и жёстким. Иначе не будет результатов. Это не так. Есть тренеры, которые уважительно относятся к детям, и их воспитанники достигают очень высоких результатов. К примеру, Татьяна Тарасова в фигурном катании. Для нее все подопечные – все равно что родные дети. Есть и другие примеры. Педагог должен быть авторитетным, а не авторитарным.

К ребёнку нужно относиться с уважением. И тренер должен это показывать, настраивать ребёнка на то, что у него есть потенциал, способности и он должен их реализовать.

– Есть мужские виды спорта, где травмы возникают регулярно, да и тренеры в том же хоккее ведут себя с ребятами жёстко.

– Да, это жесткий мужской вид спорта, и в нём допустимы силовые приемы. Поэтому отношения с тренерами, наверное, тоже не могут быть слишком добродушными.

А вот девочки очень чувствительны к оценке своей внешности. У них и так в силу возраста по этому поводу могут быть внутренние конфликты и комплексы. Они зачастую не уверены в себе. Конечно, на фоне того, что тренер постоянно даёт негативные оценки их внешности, эта неуверенность в себе будет только увеличиваться и, как следствие, снижать способности и возможности проявить себя. Главное, что это может иметь большое влияние в будущем и вылиться в психологические травмы.

Читайте интервью полностью на сайте AIF.RU