К вопросу о влиянии перинатального периода на психическое развитие детей раннего возраста

13.12.2022
Рубрики: Перинатальная психология

Одной из актуальных задач развития современного российского общества является решение проблемы психической и физической (соматической) полноценности будущего поколения. Наличие этой проблемы обусловлено целым рядом причин. Среди таковых, во-первых, негативные демографические тенденции в России, во-вторых, экономическая нестабильность, в-третьих, изменения семейных ценностей и стереотипов в обществе. Преодоление указанных трудностей обозначено как задача в Концепции демографического развития РФ на период до 2025 года в части решения задач по укреплению репродуктивного здоровья населения. Вместе с тем значимыми для демографической ситуации являются и психологические причины, в частности, психологическое благополучие женщины, готовящейся стать матерью, факторы, влияющие на психическое развитие ребенка, его интеллектуальные способности.

Развитие ребенка от момента зачатия до первых дней жизни является важным периодом в формировании будущего физического и психического развития ребенка. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь же интенсивно, как в перинатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в полноценный организм, обладающий определенными способностями. Именно в этот период зарождаются отношения между матерью и плодом, а затем — матерью и новорожденным, которые лежат в основе последующего формирования когнитивных и личностных особенностей ребенка.

В связи с этим совершенно очевидна необходимость в медико-психологическом сопровождении беременности и подготовки к родам, которые должны охватывать все этапы материнства: беременность, роды, грудное вскармливание, взаимодействие с новорожденным и другие аспекты. Целью подобного сопровождения становится не только своевременное предотвращение психоэмоциональных нарушений у матери, но и профилактика широкого спектра поведенческих и нервно-психических расстройств у детей.

В настоящее время в связи с возрастанием проблем в репродуктивной сфере людей весьма актуальной стала проблема сохранения репродуктивного здоровья населения. Это требует объединения усилий медицинского и психологического знания, обсуждения практики в области перинатальной психологии и медицины. С одной стороны, медицина поднялась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого организма, с другой — присутствуют данные, показывающие, что успешность родов и здоровье потомства систематически ухудшаются.

Так, во всем мире растет число бесплодных браков. Для решения этой проблемы в современном мире была создана отдельная область медицины — репродуктология, специализирующаяся на лечении бесплодия, использующая в своем арсенале вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), благодаря которым люди, ранее обреченные на бездетность, получили возможность зачатия. Одним из наиболее эффективных ВРТ является экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), которое в России применяется с 1986 г. В 2013 г. ЭКО включено в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и финансируется в рамках программы обязательного медицинского страхования. Таким образом, ЭКО становится все более доступным для населения альтернативным способом зачатия детей.

Очевидна актуальность активного выявления семей, планирующих рождение ребенка, но столкнувшихся с проблемами зачатия, и оказания им психологической и медицинской помощи. При этом важно учитывать, что проблемы бесплодия могут быть как причиной, так и следствием дисгармоничных отношений супругов. Дисгармоничные отношения супругов провоцируют эмоциональный стресс, который может быть фактором, препятствующим как естественному зачатию, так и успешному лечению бесплодия.

Психосоциальные факторы, определяющие особенности зачатия, оказывают влияние на становление психических функций, на развитии личности будущего ребенка: «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его будущую судьбу». По некоторым данным, известно, что у детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения, в отличие от естественно зачатых, отмечено снижение показателей общения с матерями — частоты использования вербальных и невербальных средств и включенности предметных действий в общение, наблюдается более низкий уровень интеллекта, менее развитые моторные навыки, отмечено отставание формирования пассивной лексики, различные поведенческие проблемы, а также более низкий уровень академических способностей. В исследовании Punamäki R. L., Tiitinen A.Lindblom J. были выявлены различия, связанные с полом ребенка: более высокий уровень когнитивных нарушений был выявлен у девочек, рожденных вследствие экстракорпорального оплодотворения, по сравнению с девочками, рожденными после естественного зачатия, а также более низкий уровень когнитивных нарушений у мальчиков, зачатых с помощью ЭКО [35]. В ряде исследований (как российских, так и зарубежных) отличие психомоторного и неврологического развития детей, рожденных с применением ЭКО, от детей, зачатых спонтанно, не подтвердилось. Не было также обнаружено значимых особенностей речевого развития у детей, зачатых посредством ЭКО. Не выявлены причинно-следственные связи между проведением ЭКО и особенностями развития когнитивной и поведенческой сферы детей в возрасте до 4 лет, тогда как степень бесплодия (время до зачатия) была отрицательно связана с когнитивным развитием и поведением.