Нежелательное поведение у дошкольников в детском саду: вопросы психопрофилактики

27.01.2023
Рубрики: Дошкольники

Психология современного детства в начале XXI века существенно меняется под влиянием экономических и социокультурных факторов. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает, что при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления, коммуникации современный ребенок имеет качественные отличия даже от ребенка, рожденного в 1980–1990-х годах. По мнению автора, дети цифровой эпохи не хуже и не лучше сверстников прошлого века, они просто другие (Фельдштейн, 2011).

Нежелательное поведение относится к разным формам социально неприемлемого поведения в пространстве семьи, группы детского сада, кружков и секций, детских сообществ на разных мероприятиях. Что же понимается под нежелательным поведением у детей? Это любое поведение (поведенческая реакция), мешающее процессу адаптации, общения, обучения и личностного развития ребенка. Оно может проявляться в разных видах:

  • упрямство (отказ от подчинения требованиям взрослых);
  • капризы (ребенок выражает какое-либо желание, а при попытке его удовлетворить отказывается от него);
  • немотивированный крик, плач;
  • отказ от контактов с воспитателем, со сверстниками (ребенок чаще один, играет отдельно от детей, плачет, не вовлекается в общий разговор, не участвует в играх, групповых мероприятиях);
  • агрессивность (толкает, бьет, кусает других детей, кричит, отнимает игрушки, ломает и бросает их, разрушает постройки).
  • демонстративность (привлекает внимание любыми доступными средствами, обижается, если его не хвалят, критикует других, везде хочет быть первым, не любит проигрывать и т.п.) и др.

Наш опыт в качестве педагогов-психологов ДОО показывает, что проблемное поведение маленьких детей педагоги часто расценивают как поведение, которое им мешает, затрудняет осуществление ими воспитательного процесса. Анализ воспитательных воздействий в адрес детей с нежелательным поведением показывает: главная мишень при этом — сам ребенок, его особенности, реакции, правила, которые они нарушают. При этом большинство педагогов в отношении нежелательного поведения совершают энергозатратные, но мало помогающие действия: повышают голос, кричат, запрещают, наказывают, указывают на ошибки, пытаются убедить ребенка даже в том возрасте, когда его сознание еще к этому не готово. Таким образом, работа воспитателей по коррекции нежелательного поведения у дошкольников недостаточно эффективна. Вследствие этого наблюдаются:

  • нехватка терпения и несформированность у педагогов навыков анализа поведения ребенка и управления им;
  • изменение поведения самого взрослого к ребенку в пылу охвативших эмоций (обида, вина, злость, гнев и пр.) и неспособность ими управлять, следовательно, — поступать конструктивным способом;
  • непринятие советов психолога в выборе подхода к ребенку в случае нежелательного поведения (мешает количество детей в группе, нехватка времени, слабая рефлексия собственных чувств, реакций);
  • перенос в своей работе акцента на развитие когнитивных навыков у детей в ущерб развитию эмоциональной и коммуникативной сфер;
  • отказ педагогов работать с детьми, которые обнаруживают нежелательное поведение.

Также педагоги часто не учитывают наличие некоторых предпосылок к различным видам нежелательного поведения у дошкольников: 1) нестабильные детско-родительские отношения, отсутствие правильного воспитания в семье; 2) жизненные обстоятельства и стрессы; 3) негативное воздействие медиасредств (мультфильмы, фильмы агрессивного или возбуждающего содержания, реклама); 4) отсутствие примера желательного поведения; 5) социальная и эмоциональная напряженность в социуме.

Одна из ошибок воспитателей заключается в том, что при «коррекции» нежелательного поведения у дошкольников они не учитывают: важная роль в формировании поведения у детей принадлежит фактору его последствий. Многие виды подобного поведения изначально и возникли вследствие неправильного поведения окружающих — родителей, воспитателей, близких людей по отношению к нему. В связи с этим наиболее значимым направлением в работе с нежелательным поведением у дошкольников является не собственно коррекция, а психопрофилактика.

Эффективность профилактических мер обусловлена тем, что, зная, когда, при каких условиях, на что реагирует ребенок нежелательным поведением, возможно еще до поведенческой реакции изменять обстоятельства, избегать влияния триггеров («пусковых механизмов»). Успешно предупреждать нежелательное поведение у ребенка воспитатель может, если понимает мотивы, цели, которых он неосознанно хочет достичь с помощью данных поведенческих реакций. Мотивационным ядром при этом выступают потребности. Если цель состоит в привлечении внимания взрослого, то необходимо в опережающем темпе дать эмоциональное тепло и поддержку. Но при условии, что поведение не выходит за рамки приемлемых границ. Если ребенок дает аффективную вспышку, важнее вести себя максимально нейтрально, а иногда даже игнорировать нежелательное поведение. Но в этот момент недопустимо давать отрицательную оценку личности ребенка.