До 15% российских школьников имеют легкие когнитивные расстройства

17.11.2023
Рубрики: Младшие школьники

Распространенность легких когнитивных расстройств (ЛКН) среди российских школьников составляет 10–15%. Об этом заявил руководитель отдела развития мозга в онтогенезе, формирования когнитивных функций и нейробиологии НИИ педиатрии и охраны здоровья детей НКЦ № 2 Георгий Каркашадзе на заседании координационного совета РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи». Исследование проводилось среди 1036 учащихся пятых классов в крупных городах.

Результаты исследования центра показали, что 7,5% школьников имеют несколько ЛКН-нарушений, 30% – находятся в зоне риска. «Мы предполагаем, что если к 7,5% добавить детей, у которых только одно из этих расстройств, то, по всей видимости, мы получим истинную распространенность ЛКН в 10–15%», – подчеркнул врач.

Каркашадзе указывает, что если игнорировать эти проблемы у детей, то со школы у них запускается «неблагоприятная цепочка». Она начинается со школьной неуспеваемости и дезадаптации и может закончиться асоциальным поведением, уголовными преступлениями, несостоятельностью в браке и низкой производительностью труда. «Это не тяжелая степень дефекта, дети и потом взрослые с ЛКН могут достичь определенного успеха. Наша роль в системе здравоохранения и просвещения – сделать так, чтобы они были счастливыми и успешными», – отметил он.

К ЛКН относятся специфические расстройства речи, частичное нарушение процесса письма, трудности с точным или беглым распознаванием слов, нарушение мелкой моторики (дисграфия, дислексия и диспраксия соответственно), смешанные расстройства – эмоциональная возбудимость и неустойчивость, импульсивность в сочетании с демонстративностью или подозрительностью, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Детский психолог, специалист сервиса Alter Александра Бугаева пояснила «Ведомостям», что ЛКН – это незначительное ухудшение умственных способностей, которое, как правило, связано с повреждением головного мозга до или в первые недели после родов. При нарушении внимания ребенку может быть сложно сосредоточиться на объяснении учителя или одновременно слушать, писать и контролировать качество письма. «Также у детей с ЛКН зачастую снижена работоспособность: они быстрее утомляются и им непросто концентрироваться все 40 минут урока», – отметила эксперт, добавив, что, по ее наблюдениям, число детей с подобными нарушениями в последние годы заметно возросло. Расстройства такого типа у детей прежде всего могут быть связаны с избытком и интенсивностью современных информационных потоков, считает психолог Анна Крючкова. «В таких случаях лучше, если родители обнимают ребенка, читая ему вечером книжку, или просят его пересказать увиденное или прочитанное, показывают, как выделять главное и отличать второстепенное. Эти способы помогают естественно и без насилия обучать ребенка правильно концентрировать внимание и отсеивать лишнюю информацию», – добавила она.