Психологические и личностные особенности младших школьников, имеющих склонность к девиантному поведению

19.04.2024
Рубрики: Младшие школьники

Девиантное, или отклоняющееся от нормативного, поведение — явление не новое, но оно претерпевает изменения, обрастает новыми особенностями, возрастными, психологическими и личностными характеристиками в разные временные периоды. В связи с обострением эпидемиологической ситуации в мире и развитием информационных технологий в обществе наблюдается нарастание уровня тревоги и агрессии, что способствует развитию отклоняющегося поведения. Младшие школьники весьма подвержены воздействию данных факторов в силу возрастных особенностей.


По мнению современных девиантологов, чаще всего социальные девиации проявляют дети подросткового возраста. В то же время, специалисты, связанные с данной проблематикой, придерживаются мысли, что обозначать отклоняющееся поведение ребенка как девиантное можно не ранее возраста девяти лет. Потому в исследуемом возрастном периоде можно говорить скорее о склонности, поскольку девиантное поведение свойственно больше подростковому возрасту. Но заканчивая начальную школу, дети начинают проявлять себя уже как младшие подростки. Поэтому, основываясь на теоретических взглядах современных психологов, в младшем школьном возрасте мы можем выделять склонность к девиантному поведению, на практике же встречаются девиантные и даже делинквентные младшие школьники, проявляющие высокий уровень нетерпимости, агрессии и деструктивности к социуму.


Вопрос проявления агрессии и тревожности в настоящее время актуален как никогда. Стоит отметить, что данные особенности задевают все возрастные периоды и отражаются как в обществе, так и в каждой личности по отдельности. Тревожность имеет тенденцию нарастать в силу ситуации неопределенности, а вместе с тем повышается и уровень агрессии. Дети младшего школьного возраста так же подвержены влиянию данных феноменов, так как им доступны интернет-ресурсы и информация из СМИ. Можно предположить, что влияние СМИ более ярко отражается на личности младшего школьника в силу не до конца сформированных функциональных систем и психики в целом. Агрессивный цифровой контент часто становится провоцирующим и разрушительным для неокрепшей детской психики. Однако на данном возрастном этапе агрессия и тревожность еще не являются личностными чертами, но остаются пока психологическими особенностями.

Проявление деструктивности, агрессии и тревоги современные исследователи во многом связывают с понятием эмоционального интеллекта и ассертивности. Эти характеристики, хотя и являются достаточно новыми психологическими и социальными понятиями, пришедшими в психологическое пространство недавно, не более 30 лет назад, однако берут свое начала из глубин социальной истории человека. Ведь эмоциональный интеллект и ассертивность служили развитию способности адаптироваться к среде, уживаться и находить общий язык, являясь ключевыми факторами для выживания. Эмоциональный интеллект предполагает способность понимать свои собственные эмоции и чувства, помогает человеку быть социально успешным за счет умения понимать чувства другого человека, его намерения и мотивы.


Младший школьный возраст является наиболее продуктивным периодом для формирования познавательного и ценностного отношения к миру, освоения навыков учебной деятельности и коммуникации со своими сверстниками, организованности и процессов саморегуляции. На данном возрастном этапе изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Л.С. Выготский говорил о том, что происходящая в этом возрасте «утрата детской наивности» характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что дает ребенку возможность руководствоваться уже сознательными целями, социально принятыми нормами, правилами и способами поведения в обществе. Поэтому данный возрастной период богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте.


Интерес к изучению психологических и личностных особенностей младших школьников, имеющих склонность к девиантному поведению, связан с малой представленностью данной темы в этом возрастном разрезе, а предложенные характеристики (агрессия, тревожность, эмоциональный интеллект, ассертивность) стали предметом исследования, так как именно они могут быть точками уязвимости для развития склонности к девиантному поведению. Потому гипотезой исследования явилось предположение о том, что младшие школьники со склонностью к девиантному поведению будут иметь отличные от группы школьников с нормативным поведением характеристики: у группы склонных к девиантному поведению детей возможен значимо более высокий уровень тревожности и агрессии, более низкий уровень эмоционального интеллекта и ассертивности поведения по сравнению с младшими школьниками, не имеющими отклоняющегося поведения.