Как выявить буллинг в детском коллективе

26.04.2024
Рубрики: Младшие школьники

Буллинг — это вид травли, проявляющийся через преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы (Olweus, 1993). Кроме того, буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. Часто буллинг — это следствие неразрешенного конфликта, проявление результатов неверных действий в конфликтной ситуации. Мы знаем, что от действий педагогов в ситуации выявления буллинга зависит очень многое. Важно правильно диагностировать проблему и выработать определенную, эффективную модель реагирования на ситуацию и ее последующего разрешения.


Каковы же действия администрации образовательной организации и педагогов в случае, если в классе заметили буллинг? В первую очередь, необходимо изучить проблему. Что происходит? Кто включен в ситуацию, как проявляется травля? Как давно она есть? И тому подобные вопросы. Это позволит принять правильное решение и локализовать ситуацию.


Крайне важно исключить неправильное реагирование на ситуацию. Здесь есть две ошибки: первая — занять позицию одной из сторон (плохо, так как усиливает позицию одних и вызывает чувство агрессии или беспомощности у других). Важно, чтобы учитель был нейтрален к ситуации, настроен против буллинга, а не против какой-либо группы или за какую-либо группу. Это позволит разобраться в ситуации и прекратить травлю, в противном случае происходит эскалация конфликта.

Вторая ошибка — обвинить вторую сторону в том, что происходит. Попытка сразу наказать — неправильна, ей должен предшествовать этап разбора ситуации, иначе можно перевести конфликт на другую стадию и усилить негативные отношения и взаимные обиды сторон. Общий посыл таков: «у нас в классе буллинг, он касается всех, давайте его прекратим».


Нужно дать однозначную оценку этому явлению для группы, класса и обозначить травлю как проблему группыЛ. Петрановская считает, что пока не называют своим именем это явление — травля или насилие, то участники будут делать вид, что ничего особенного не происходит. Есть опасность, что в случае буллинга участники конфликта будут искать социально приемлемые варианты оправданий, обвинять противоположную сторону в том, что она неправильно себя ведет; не такая, как все, «первая начала» и т.д.. На самом деле — это общая болезнь класса (а в случае если обращение дошло до директора образовательной организации — и болезнь школы), она касается всех, это не проблема одного или нескольких людей, все включены в ситуацию и ведут себя не совсем правильно. Следовательно, лицо, к которому обращаются (директор, педагог, классный руководитель), должны назвать явление (буллинг) и сказать остальным участникам, что это общая трудность и преодолеть ее нужно совместно. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Это позволит зачинщикам сохранить лицо и даже предоставит им возможность хотя бы попробовать примерить роль не деструктивной «альфы», которая «отвечает за здоровье класса». 


Проявления буллинга происходят на переменах и уроках, а не только за пределами школьной территории, и в таких случаях важно, чтобы педагоги обращали внимание на происходящее. Действительно обращали, а не ждали, когда само пройдет. Часто это происходит потому, что взрослые испытывают чувство растерянности и незнание того, как правильно реагировать. И в этом случае жертва травли понимает, что ее никто не поддерживает, а остальные понимают, что их действия разрешены. Именно поэтому важна проактивная позиция педагога — заметить, отреагировать, запретить действие, проявить искреннее желание разобраться в ситуации и т.д. Важно присутствовать в школе, наблюдать за поведением детей на переменах и уроках (всегда есть дежурные учителя и дежурные по школе). Все это в большой степени содействует тому, что проявления буллинга снижаются и прекращаются.


Во время работы по предотвращению последствий буллинга нужно проводить индивидуальную, чаще всего психологическую работу с пострадавшим. Жертвам нужны четкие инструкции, что делать, чтобы найти защиту и прекратить насилие. Таким детям для восстановления своей самооценки нужна помощь специалиста. Важно включать детей в ситуацию успеха, чтобы они могли продемонстрировать себя с лучшей стороны перед сверстниками, поднять самооценку.


Но не менее важна и работа с самим классом — ведь это, как мы помним, общая проблема. Поэтому необходимо ввести систему правил общения в классе и провести мероприятия на сплочение. Досуговые мероприятия, командная работа, тренинги, классные часы о дружбе очень важны, полезны и приводят к снятию проявлений буллинга. Важно не поощрять агрессора игнорированием и замалчиванием проявления травли в образовательной организации. Использовать влияние на агрессора извне, формируя нужное общественное мнение. Как только буллер осознает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается. Важно позволить таким детям самоутверждаться в рамках конструктивных проектов.