«Подводные камни» профессионального самоопределения одаренных подростков
Проблема профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрастах уже не одно десятилетие остается актуальной в психологии. В последнее время ее актуальность лишь возросла, что связано как со стремительными изменениями, происходящими в информационном обществе, так и с попытками решения этой проблемы средствами профилизации образования. Повсеместное введение предпрофильной подготовки и открытие профильных классов обострило проблему профессионального самоопределения, так как школьникам 13–14 лет приходится решать сложную задачу выбора дальнейшего направления своего развития. Готовы ли к этому современные подростки?
Одним из важных аспектов психологической готовности к профессиональному самоопределению является сформированность познавательных интересов подростков. Познавательный интерес, возникая на основе мотивов, обусловленных социальной значимостью учебной деятельности, существенно изменяется в процессе развития. Большинство исследователей выделяют три качественно специфичных этапа в развитии интересов.
Диффузные, или аморфные, интересы образуют первый этап этого развития. Такие интересы проявляются у школьников как временные, эпизодические переживания.
Особенности интересов у одаренных школьников
Сравнительный анализ характеристики интересов группы одаренных детей и их сверстников позволил выявить более благоприятную картину развития интересов в группе «одаренные дети» как среди семиклассников, так и десятиклассников. Так, уже в седьмом классе лишь у 20% одаренных детей глубина интересов представлена I ступенью, в то время как у 59% и 21% — II и III ступенью соответственно. В десятом классе лишь 11% одаренных школьников демонстрируют I ступень глубины интересов, а 50% и 39% — II и III соответственно. В то же время, при более благоприятной картине развития интересов у одаренных школьников на пути их профессионального самоопределения возникают свои «подводные камни». Так, для значительной части одаренных подростков характерно сочетание глубины и разнонаправленности интересов, что существенно осложняет выбор профессионального пути в связи с «сочетанием несочетаемого».
Полученные нами данные о разнонаправленности интересов у одаренных подростков согласуются с результатами, полученными более десяти лет назад в исследовании Е.И. Щеблановой. Одаренные десятиклассники мучительно решают вопрос выбора между музыкой и медициной, физикой и литературным творчеством, юриспруденцией и журналистикой. Именно это становится причиной того, что, уже выбрав свой профессиональный путь и успешно отучившись на первом курсе, некоторые из них оставляют обучение в вузе и, заново сдавая экзамены, изменяют траекторию своего профессионального развития.
В заключение отметим, что выполненное нами исследование позволило показать, что профессиональное самоопределение подростков сопряжено с определенными трудностями, такими как недостаточная сформированность интересов (отсутствие необходимой глубины и устойчивости) или их разнонаправленность. Для разных групп подростков — одаренные школьники и учащиеся с нормативным развитием — характерны разные трудности, что необходимо учитывать в работе с подростками и определении специфики их психолого-педагогического сопровождения.
|
|
|