Психологическое сопровождение семьи для формирования ответственного отношения родителей к здоровью обучающихся
Психолог, осуществляя сопровождение семьи, может выполнять следующие профессиональные роли: быть экспертом, консультантом или обучающим в сфере здоровья.
Психолог как эксперт является специалистом в области психического и социального здоровья детей, семейных отношений и воспитания, развития ребенка и может привлекаться для исследования вопросов в данной области, оценки, выработки заключений, предложений, проведения экспертизы.
Психолог как консультант может взаимодействовать с семьей, содействуя гармонизации личностной структуры детей, снижению эмоционального дискомфорта и нормализации межличностных отношений.
Психолог как обучающий может вести просветительскую работу в сфере здоровья, направленную на трансляцию опыта сохранения и укрепления здоровья детей: знаний, технологий, приемов, методов и др.
Основными принципами деятельности психолога являются:
-
полезность — информирование и передача таких знаний и умений, которые могут быть применены родителями в реальной жизни;
-
практичность — ориентация на конкретные приёмы, способы решения проблемных ситуаций, типичные затруднения родителей в сфере здоровья;
-
осознанность — создание условий для осознания слушателями происходящих процессов с целью трансформации рефлексии на процесс осуществления деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья ребенка;
-
перспективность — обучение прогнозированию ближайших и отдалённых последствий родительских воздействий как для школьника, так и для самого родителя на сферу здоровья, формирование мотивации на здоровый образ жизни.
Деятельность психолога, направленная на формирование ответственного отношения родителей к здоровью своих детей, может быть конкретизирована в следующих задачах:
-
повышение уровня социально-психологической компетентности родителей в сфере здоровья, особенно в сферах психического и социального благополучия;
-
формирование творческого отношения у родителей к сохранению и укреплению здоровья своего ребенка;
-
содействие коррекции внутрисемейных отношений (психологический климат, особенности общения, взаимодействия с ребенком, стили и методы семейного воспитания);
-
формирование у родителей интереса к вопросам сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья ребенка, развитие способности к самообразованию в сфере здорового образа жизни.
Психологическая помощь родителям, направленная на формирование активной родительской позиции в сфере здоровья ребенка, включает сложную систему психолого-педагогических воздействий, направленных:
-
на формирование ценностно-смысловой мотивации здоровья родителя;
-
на укрепление социальной позиции личности ребенка в семье и в коллективе сверстников;
-
на развитие Я-концепции ребенка (самосознание, самооценка, самоотношение);
-
на смягчение эмоционального дискомфорта в семье, профилактику конфликтных ситуаций, обусловленных сильным психоэмоциональным напряжением родителей;
-
на формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции родителей.
Психологическая помощь включает в себя три основных уровня организации: общий, частный и специальный.
Сфера «здоровья» своего ребенка является действительно очень значимой для родителей (в идеальном представлении родителей о своем ребенке позиция «здоровый», по результатам нашего исследования, является самой главной), поэтому стремление родителей приблизиться к желаемому результату будет хорошим стимулом для взаимодействия с психологом. У родителей имеется достаточно высокий уровень знаний в сфере физического здоровья, поэтому акцент в работе психолога стоит сделать на вопросах сохранения и укрепления психического и социального здоровья (уважительные отношения с людьми, эмоциональная саморегуляция, принятие себя, духовная жизнь и др.). При этом, с одной стороны, происходит воздействие на приобретение родителем компетентности по развитию здоровья своих детей, а с другой — родитель приобретает компетентность по управлению собственным здоровьем. При изучении особенностей семьи важно обращать внимание как на объективные факторы (образование родителей, тип семьи, материальное положение, условия проживания ребенка, наличие хронических, наследственных заболеваний), так и на субъективные факторы (психологический климат, настроение ребенка дома). Поскольку существуют значимые различия между детьми самосохранительного и рискованного типов, то необходимо исследовать личностные особенности детей, по набору которых можно делать предположения о проявлении того или иного отношения к здоровью.
Родители воздействуют на формирование отношения к здоровью через создание среды обитания ребенка (физической, психологической, социальной, духовной), через передачу культуры здоровья как части культуры семьи, через формирование определенных личностных особенностей ребенка, через особенности родительского воспитания.
Для школьника значимо удовлетворять потребности разного типа от физических до духовных, он должен обучиться у родителей элементарным приемам заботы о себе, чувствовать заботу и интерес родителей к своей жизни, развитие уверенной, с хорошим самоконтролем личности, формировать здоровые привычки, испытывать радость от общения с близкими людьми, участвовать в совместной с родителями деятельности, уметь взаимодействовать со сверстниками, быть успешным учеником.
Эффективность обучения здоровому образу жизни зависит от того, насколько соотнесены знания, умения, навыки и желания учиться подструктурам сознания.
При обучении родителей оптимально использовать активные методы: дискуссионные методы, игровые методы (моделирование ситуаций, ролевые игры и др.), социально-психологический тренинг. Очень важна позиция самого психолога, которая помогает быстро установить контакт с родителями, наладить атмосферу доверия и является индикатором правильности выбранных технологий работы специалиста. Необходимость создания атмосферы доверия требует от психолога квалифицированного владения активными методами обучения, умения вести дискуссию, обсуждения, организовывать работу в малых группах.
Особенности такой деятельности выдвигают ряд требований к личности психолога: принятие идеи здорового образа жизни, открытость, коммуникабельность, мобильность, толерантность, организованность, умение легко установить контакт с любым клиентом и другие.
|
|
|