Психологическое сопровождение семьи для формирования ответственного отношения родителей к здоровью обучающихся

26.09.2024
Рубрики: Дошкольники


  • Психолог, осуществляя сопровождение семьи, может выполнять следующие профессиональные роли: быть экспертом, консультантом или обучающим в сфере здоровья.




Сфера «здоровья» своего ребенка является действительно очень значимой для родителей (в идеальном представлении родителей о своем ребенке позиция «здоровый», по результатам нашего исследования, является самой главной), поэтому стремление родителей приблизиться к желаемому результату будет хорошим стимулом для взаимодействия с психологом. У родителей имеется достаточно высокий уровень знаний в сфере физического здоровья, поэтому акцент в работе психолога стоит сделать на вопросах сохранения и укрепления психического и социального здоровья (уважительные отношения с людьми, эмоциональная саморегуляция, принятие себя, духовная жизнь и др.). При этом, с одной стороны, происходит воздействие на приобретение родителем компетентности по развитию здоровья своих детей, а с другой — родитель приобретает компетентность по управлению собственным здоровьем. При изучении особенностей семьи важно обращать внимание как на объективные факторы (образование родителей, тип семьи, материальное положение, условия проживания ребенка, наличие хронических, наследственных заболеваний), так и на субъективные факторы (психологический климат, настроение ребенка дома). Поскольку существуют значимые различия между детьми самосохранительного и рискованного типов, то необходимо исследовать личностные особенности детей, по набору которых можно делать предположения о проявлении того или иного отношения к здоровью.


Для родителя, с точки зрения развития здоровья детей, важно ответственно относиться к своему здоровью, уметь построить семейную жизнь с учетом рациональных требований здорового образа жизни, применять разнообразные стратегии и технологии сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья, получать удовольствие от здорового образа жизни, считать такой образ жизни — привлекательным, выгодным, с экономической точки зрения, уметь своевременно и адекватно реагировать на ухудшение здоровья, выбирать оптимальные способы лечения, профилактики, вовремя использовать профессиональную медицинскую, психологическую помощь, получать удовольствие от общения с близкими, чувствовать поддержку, уметь передавать свой опыт детям посредством использования оптимальных стилей и методов воспитания.


Для школьника значимо удовлетворять потребности разного типа от физических до духовных, он должен обучиться у родителей элементарным приемам заботы о себе, чувствовать заботу и интерес родителей к своей жизни, развитие уверенной, с хорошим самоконтролем личности, формировать здоровые привычки, испытывать радость от общения с близкими людьми, участвовать в совместной с родителями деятельности, уметь взаимодействовать со сверстниками, быть успешным учеником.

Эффективность обучения здоровому образу жизни зависит от того, насколько соотнесены знания, умения, навыки и желания учиться подструктурам сознания.


Предполагаемый результат деятельности психолога с родителями:

  • знаниевая здоровьесберегающая компетентность (знания о способах сохранения и укрепления психического и социального здоровья ребенка, информированность о вариантах и способах получения медико-психологической помощи);
  • деятельностная здоровьесберегающая компетентность (владение приемами и методами по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своего ребенка);
  • коммуникативная здоровьесберегающая компетентность (владение конструктивными способами решения проблемных и конфликтных семейных ситуаций, оперирование навыками активного слушания, оптимальными способами взаимодействия и общения с ребенком);
  • эмоциональная здоровьесберегающая компетентность (умение отреагировать негативные эмоции, использование разнообразных приемов совладания со стрессом, нормализация уровня тревожности по отношению к ситуациям, связанным со здоровьем, принятие самого себя и ребенка);
  • компетентность личности и высшая компетентность (наличие ценностно-смысловой мотивации здоровья).



При обучении родителей оптимально использовать активные методы: дискуссионные методы, игровые методы (моделирование ситуаций, ролевые игры и др.), социально-психологический тренинг. Очень важна позиция самого психолога, которая помогает быстро установить контакт с родителями, наладить атмосферу доверия и является индикатором правильности выбранных технологий работы специалиста. Необходимость создания атмосферы доверия требует от психолога квалифицированного владения активными методами обучения, умения вести дискуссию, обсуждения, организовывать работу в малых группах.


Особенности такой деятельности выдвигают ряд требований к личности психолога: принятие идеи здорового образа жизни, открытость, коммуникабельность, мобильность, толерантность, организованность, умение легко установить контакт с любым клиентом и другие.