Ранимые и хотят одобрения: чем наши дети отличаются от других поколений

28.12.2024
Рубрики: Педагогическая психология
Проблема отцов и детей, как известно, вечная: взрослые недовольны молодежью, молодежь не понимает взрослых — это нормально. Но как с этими необычными детьми, выросшими в эпоху интернета и смартфонов, общаться? А главное — как их учить? Размышляют об этом в блоге Онлайн-школы № 1.

Альфа — дети, которые родились после 2010 года, это так называемое поколение «большого пальца». Они буквально выросли с телефоном в руках. Эти дети ежедневно сталкиваются с огромным количеством контента и с трудом удерживают внимание.

«Из-за технологий доминирующим каналом получения информации стало зрительное и смысловое восприятие, основанное на образах. Современные школьники менее усидчивы, чем мы, им сложно сконцентрироваться на чтении большого текста или просмотре часового видео», — говорит Кира Гольдштейн, психолог Онлайн-школы № 1.

Эти дети полностью перевернули нашу реальность, заставив генерировать новые подходы для удержания интереса. Австралийский демограф и социолог Марк Макриндл, который первым употребил термин «Альфа», считает, что к 2025 году численность нового поколения может достичь 2 млрд человек. А значит, самое время поближе познакомиться с привычками этих ребят, а заодно поразмышлять о том, как они повлияют на школьное образование.

С чем невозможно спорить, так это с тем, что мировоззрение Альф формируется под воздействием интернета, который дает доступ к любой информации, позволяет общаться с людьми из разных стран, моментально узнавать новости и презентовать себя в соцсетях. Ребята с детства учатся осмыслять, проверять и искать информацию — это помогает им развивать критическое мышление.

Но постоянный инфошум и скроллинг приводят к тому, что сосредоточиться на одной задаче человек уже не может: ему хочется и приходится постоянно переключаться. А еще цифровая среда ухудшает память. Ведь больше не надо держать в голове какие-то факты. Зачем? Если под рукой всегда есть гаджет. Все эти особенности необходимо учитывать в обучении детей-альф.

«Дети растут в цифровое время. Поменялось всё: от социальных норм и воспитания до технологий. Нужно менять структуру образовательных программ и подходы. Необходима интеграция цифровых технологий и развитие цифровой грамотности», — уверена Кира Гольдштейн.

Спрос породил предложение. Появился тренд на мультиформатное обучение. Пока это единственный подход, который удерживает внимание Альф. Флагманами выступают онлайн-школы, которые активно внедряют новые технологии в привычные уроки: видеоролики, инфографику, интерактивы, подкасты, презентации и виртуальные лаборатории.

Цифровые разработки чаще встречаются в структуре уроков частных дистанционных школ, где работа строится на расстоянии и педагогу просто необходимо выстраивать урок так, чтобы сделать его увлекательным. Да, учителя государственных школ стараются внедрять технологии, но делают это точечно, опираясь на собственный опыт и мироощущение.

Согласно опросу ВЦИОМ, почти половина россиян недовольны качеством школьного образования. Всё говорит о том, что пора вносить поправки в образовательные программы и методику преподавания на законодательном уровне. Так у учителей появится понятный алгоритм ведения уроков с ориентиром на особенности восприятия информации.

«Сегодня многие учителя используют на уроках не только презентацию и инфографику, но и обучающие видеоролики, QR-коды с опросами и квизами. Этот опыт надо масштабировать. И тут без федеральных изменений не обойтись. Ничего не нужно менять в корне, но добавить цифровые инструменты подачи информации — точно стоит», — говорит Екатерина Миронова, начальник отдела исторического просвещения и музейной педагогики Московского центра воспитательных практик.

Сегодня существует немало программ и экспертов, которые помогают школам стать на шаг ближе к ученикам. Безусловно, для того чтобы школа начала меняться в сторону потребностей современных детей, потребуется немало времени. Но ясно одно: учить как раньше уже не получится.