Развитие речи у современных детей
17.01.2025
Рубрики:
Детские группы
Раньше работа логопеда была направлена на улучшение качества речи. Теперь все несколько изменилось: за последние 20 лет стало значительно больше детей, которые в 4–5 лет не говорят вообще — и естественно, появились специалисты, которые помогают таким детям заговорить.
Нарушения речевого развития у детей чаще всего становятся результатом дисфункций нервной системы, которые возникли еще до рождения. Внутриутробный период жизни ребенка — это время, когда закладывается и развивается мозг. Хотя этот процесс будет продолжаться лет до 30, еще до рождения ребенок учится делать то, что может повлиять на его речевое развитие: примерно с 20-й недели внутриутробной жизни ребенок слышит (и лучше всего он слышит голос мамы); в утробе ребенок сосет палец, глотает амниотическую жидкость, тренируя те мышцы, которые позже будут участвовать в артикуляции. Любые негативные факторы, которые воздействуют на плод (чаще всего это гипоксия — недостаток кислорода — или вирусы) могут стать причиной нарушений речевого развития в будущем. Но при благоприятных условиях многие проблемы потом нивелируются. Однако важно не пропустить сигналы SOS, которые может подавать нервная система новорожденного.
Правильно ли развивается речь ребенка
Вот несколько критериев, которые были совершенно базовыми в недалеком прошлом:
к 12 месяцам у ребенка в активном словаре должно быть 10 слов (или заменителей слов);
к 12 месяцам ребенок уверенно использует указательный жест;
в два года ребенок должен уметь говорить фразами;
в три года ребенок должен запоминать и декламировать стихи;
к 5–6 годам у него должно быть сформировано умение правильно произносить все фонемы русского языка; самыми последними в речи, как правило, появляются так называемые сонары — звуки [л] и [р].
У ребенка трудности с восприятием речи
Даже если ребенок слышит прекрасно, у него могут быть проблемы с обработкой услышанной информации мозгом. В этом случае могут возникать затруднения с пониманием речи (особенно в шуме), ребенок может в собственной речи заменять некоторые звуки, например, говорить «тутла» вместо «кукла», переставлять местами слоги или «съедать» часть слова. Часто у детей с рецептивными нарушениями (нарушениями восприятия информации) развитие речи существенно отстает от сверстников.
У ребенка трудности с произношением
Речь — это движение. Из-за неврологических дисфункций некоторым детям сложно управлять мышцами артикуляционного аппарата. Такой ребенок может получить диагноз «дизартрия» или «оральная диспраксия». В первом случае нарушается иннервация мышц (их связь с центральной нервной системой), во втором случае с мышцами все хорошо, но ребенок все равно произносит звуки искаженно. Достаточно часто расстройства артикуляции сопровождаются проблемами с жеванием, глотанием, избирательностью в еде, избыточным слюнотечением.
Что могут сделать родители
Не всегда можно предотвратить нарушения в речевом развитии ребенка. Но есть несколько важных правил, которые необходимо соблюдать, чтобы минимизировать риски:
- читайте вслух ребенку книжки с первых недель жизни и до тех пор, пока у него не сформируется навык беглого чтения;
- разговаривайте с ребенком, рассказывайте, что происходит (даже если вам кажется, что он пока ничего не понимает);
- пойте ребенку, пойте вместе с ним;
- до 3 лет не оставляйте ребенка с планшетом или телефоном часто и надолго («неживая» речь никак не помогает его речевому развитию — она не замена голосу);
- создавайте условия для того, чтобы ребенок двигался не менее трех часов в день;
- вовремя вводите в рацион ребенка твердую пищу;
- если есть задержка речевого развития — обращайтесь к специалистам.
Детский мозг устроен очень рационально. Для развития основных навыков существуют сенситивные периоды, или окна развития. Если говорить о речи, то окно развития «закрывается» в 6 лет. Это не означает, что ребенок не сможет заговорить или улучшить качество своей речи в 8 или 12 лет. Но чем позже ребенок начнет работать над своей речью, тем больше усилий ему придется приложить.
|
|
|