Как взрослые мешают школьникам хорошо учиться
У современных детей уровень стресса повышается, как правило, накануне экзаменов или при переходе в другую школу. Но некоторые дети начинают испытывать стресс от школы с первого класса: на них влияет тревожность родителей, когда, например, дети попадают не к тому учителю, на которого рассчитывали взрослые.
Я твердо убеждена, что на детскую тревожность больше всего влияет обстановка в семье. Обычно ребенок переживает тогда, когда беспокоятся его родители: «Ой, ты не поступишь, плохо сдашь экзамены, не попадешь в профильный класс». Если у школьника спокойные отношения с близкими, он будет меньше беспокоиться — не важно, с какими ситуациями он сталкивается в школе и за ее пределами.
Чтобы помочь детям справиться с тревожностью, учитель должен с ними разговаривать. Часто в трудные моменты ребенку просто не с кем поговорить. Рядом с ним должен быть взрослый, которому он может доверять. Таким взрослым может быть педагог.
Беседа для снятия тревожности может быть как индивидуальной, так и для всего класса — для этого нужен четкий чек-лист тем для обсуждения. Например, если весь класс пугает неизвестность перед экзаменом, нужно спокойно объяснить, как он будет проходить, делая акцент на чисто технических деталях, — тогда градус беспокойства снижается.
Как правило, особенно хорошо получается найти общий язык со школьниками у молодых преподавателей — они недавно прошли через то, что сейчас волнует подростков, и могут их понять.
Если напрямую поговорить не получается, стоит узнать, что случилось с ребенком, у классного руководителя или у родителей — и при необходимости направить его к психологу.
Главное для учителей — не тревожиться самим и создавать спокойную, продуктивную атмосферу в классе. Тогда тревожных детей будет гораздо меньше.
Родители и учителя бывают разные: кто-то пугает детей экзаменами, чтобы они лучше готовились (но это не работает), кто-то, наоборот, успокаивает.
Кто-то из родителей тревожится из-за мысли: «А что скажут люди, если мой ребенок не поступит в вуз?»
Стрессу и панике сильно способствуют переписки в родительских чатах. В итоге ученики видят ужас родителей и думают на экзаменах, если не уверены в своих силах: «Мать меня убьет».
Стресс снижает заинтересованность, ухудшает концентрацию, школьники страдают и выгорают. Кроме того, тревожные дети могут мешать учиться другим, мешать вести урок учителю.
Я и большинство моих коллег, даже директор, наоборот, говорим: «Конечно, перед экзаменами есть чего бояться. Но непоступление — это не конец света, не точка невозврата. Это этап жизни». Потому что когда родители и учителя «на чиле», спокойно ко всему относятся, учиться приятнее и даже самые сложные экзамены проходят хорошо. Взрослым нужно учиться абстрагироваться от собственных страхов и того, «что скажут другие».
|
|
|