Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Современные тенденции развития отечественной перинатальной психологии и психотерапии

Автор: Добряков И.В. 
Тип: обзор
Версия для печати

Являясь ученым секретарем Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины и руководителем секции перинатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского отделения РПО и редактируя в течение ряда лет тематические сборники материалов по перинатальной психологии, я имею возможность отслеживать те изменения , которые происходят в интересующей нас области. Работа редактора позволяет делать это эффективнее, чем, например, просто регулярное знакомство со всеми публикациями, появляющимися в научных и научно-популярных периодических изданиях. В правильности некоторых своих выводов о динамике и особенностях развития перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране я убедился, беседуя с коллегами из разных городов во время дискуссий, возникающих в процессе проведения как выездных, так и стационарных тематических циклов повышения квалификации перинатальных психологов и психотерапевтов, а также проводя ежемесячные заседания секции перинатальной психологии, психопатологии и психотерапии Санкт-Петербургского психологического общества.

Итак, в настоящее время прослеживаются следующие изменения перинатальной психологии в нашей стране.

I. Можно констатировать проникновение научно-обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психотерапевтов. Все меньше встречается «специалистов», уверенных в том, что их идеи, методики и деятельность непогрешимы, на любую, даже мягкую критику реагирующих агрессией, не желающих ничему учиться, перенимать чей-либо опыт. Все реже можно встретить «гуру», занимающихся дородовой подготовкой с горящими глазами, считающих основной своей задачей «снизить тревогу и вызвать радость», приводящих пациенток в состояние хронической эйфории. Вообще, уровень образования перинатальных психологов и психотерапевтов за последние годы заметно вырос. Все это позволяет надеяться на то, что период развития перинатальной психологии, характеризующийся невежеством и истероидным оттенком, заканчивается.

II. Растет взаимопонимание между перинатальными психологами, психотерапевтами и врачами-акушерами. Свидетельством тому являются сборники научных работ, опубликованные в последние годы.

Естественной реакцией на пренебрежение вопросами психологии, на жесткий диктат акушеров-гинекологов в советское время стало отрицание некоторыми перинатачьными психологами пользы медицины вообще. Занимаясь дородовой подготовкой под лозунгом «естественные роды», такие психологи пугали беременных врачами, в результате чего нередко женщины опасались самых простых медицинских вмешательств, отказывались от жизненно необходимых вмешательств, что очень затрудняло установление доверительных отношений между пациентками и врачами, мешало их работе. Последнее время создается впечатление, что ситуация меняется к лучшему. Как я уже писал, нельзя в XXI в. считать естественными течение беременности и родов, если женщина не наблюдается врачом и не получает в случае необходимости медицинской помощи.

Тенденция роста взаимоуважения и взаимопонимания врачей и психологов находит отражение и в появлении интереса к перинатальной психологии у руководителей, организаторов служб родовспоможения, охраны материнства и детства.

Все реже встречается широко распространенный ранее тип врача-акушера, полностью отрицающего влияние психологического фактора на течение беременности и родов. Все больше становится врачей, не просто лояльно относящихся к перинатальным психологам, но и активно интересующихся психологией, повышающих свое образование в этой области, задумывающихся о том, как применить эти знания в собственной практической деятельности. В сборниках по перинатальной психологии и медицине опубликован целый ряд статей, посвященных применению седативных препаратов в акушерстве. Показания к их применению научно обосновываются, эффективность доказана. В то же время не следует забывать, что бензодиазепины, которым уделено так много внимания, способны накапливаться в тканях плода и оказывать на него токсическое действие, что применение их в первом триместре беременности увеличивает опасность возникновения у ребенка «волчьей пасти», «заячьей губы» (Карпов О.И., Зайцев А.А., 1998). В связи с этим применение их требует особой осторожности. Если есть возможность справиться с нарушениями, возникающими у беременной, без назначения медикаментов, использовать их не следует. Альтернативой бензодиазепинов может быть психотерапия. Можно следующим образом сформулировать принципы взаимоотношений медикаментозных и психотерапевтических вмешательств в акушерстве.

Принцип первый: Чем острее состояние пациентки, тем больше оснований для назначения медикаментов.

Принцип второй: Прекращение медикаментозной терапии при возможности эффективного психотерапевтического воздействия.

Принцип третий: Использование минимальных доз препаратов с постепенным, осторожным повышением доз при отсутствии эффекта.

Принцип четвертый: Чем меньше срок беременности, тем чаще выбор между медикаментозным лечением и психотерапией должен делаться в пользу последней.

Принцип пятый: При резистентных к проводимой психокоррекции, психотерапии нервно-психических расстройствах у беременной женщины не следует продолжать психотерапию, пробовать новые методики. В этих ситуациях целесообразно предложить пациенткам медикаментозную помощь. Психологи в этом случае обязаны рекомендовать консультацию врача-психотерапевта или психиатра.

III. Все больший интерес к психотерапии проявляют врачи. Психологи начинают понимать разницу между психотерапией и психокоррекцией. Разрабатываются новые специальные психотерапевтические методики, предназначенные для лечения беременных женщин, младенцев, членов их семей. Можно говорить о новом направлении в психотерапии — перинатальном.

Перинатальную психотерапию можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребенка (Добряков И.В., 2000, 2001). От других направлений психотерапии перинатальную отличает диадический характер объекта психотерапевтического воздействия (системы «беременная—плод» или «мать-дитя»); семейный характер проблем, которые она предназначена решать; низкий уровень осведомленности пациентов, нуждающихся в перинатальной психотерапии, о возможности ее получения; необходимость активного выявления нуждающихся в перинатальной психотерапии и формирования у них мотивации налечение; ятрогенный и психолого-генный характер ряда нарушений, являющихся показанием к применению перинатальной психотерапии; последовательность смены задач перинатальной психотерапии, связанных со стадиями жизнедеятельности семьи, этапами реализации репродуктивной функции; необходимость тесного сотрудничества перинатального психотерапевта с другими специалистами (акушерами-гинекологами, неонатологами, психологами); предпочтение краткосрочных психотерапевтических методик; дефицит специфического психологического инструментария и методических разработок в области перинатальной психотерапии; недостаточное количество грамотных специалистов, способных осуществлять перинатальную психотерапию; профилактическая направленность перинатальной психотерапии.

IV. В последние годы на работу перинатальных психологов и психотерапевтов оказывает влияние изменение контингента, с которым приходится работать. Увеличение количества перинатальных психологов, разнообразие предлагаемых форм работы привело к возможности выбора пациентами (клиентами) того, что наиболее соответствует их взглядам, представлениям, материальным возможностям. В этом есть и положительные, и отрицательные моменты. С одной стороны, конкуренция предполагает повышение качества работы, с другой — на практике нередко более привлекательными могут выглядеть лучше «раскрученные», но далеко не всегда оптимальные и полезные для здоровья формы перинатальной работы. Возникает опасность конъюнктуры в ущерб качеству. В этой ситуации особое внимание должно уделяться разработке качественных способов оценки эффективности перинатальных методик, программ дородовой подготовки. Очень хочется, чтобы в прошлом остались оценки своей работы перинатальных психологов, основывающиеся лишь на субъективной оценке своего состояния пациентками, на впечатлениях самого психолога. «Если весомость субъективных впечатлений относительно родовспоможения не оценивается формальными критериями, эффективные методы никогда не будут определены и не будет возможности внедрить их должным образом» (Enkin M., Keirse M., Renfrew M, Neilson J., 1995). При этом нужно понимать, что такие критерии, как отсутствие осложнений в родах, вес новорожденного, оценка по шкале Apgar, биохимические показатели и т.п., не являются достаточными. Критерии эффективности дородовой подготовки должны быть комплексными и могут быть разработаны лишь при изучении катамнеза. Исследования в этой области необходимо проводить.

Подводя итог, хочется отметить, что в целом тенденции развития перинатальной психологии и психотерапии в нашей стране позитивны.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика