Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Изучение родительско-детского общения в процессе совместного чтения в работе Бет Энн Бешорнер
Автор:  Максимова А.А. 
Представлен анализ исследования доктора философии Бет Энн Бешорнер (Beth Ann Beschorner, Университет Айова, США), посвященного обучению родителей диалогическому чтению с детьми и позволившего сделать вывод: благодаря опыту общения и соприкосновения с письменным языком у детей в период раннего и дошкольного детства формируется представление о грамотности. В статье сопоставляются результаты исследований, полученные независимо в разных областях научного знания – философии и психологии: исследование Б. Э. Бешорнер имеет много общего с принципами культурно-исторической психологии, сформулированными...
Некоторые особенности работы с родителями студентов с ОВЗ (опыт, проблемы, перспективы)
Автор:  Айсмонтас Б.Б. 
Дистанционное обучение одаренных детей в США
Автор:  Рогожкина И.Б. 
Дистанционное обучение, позволяющее реализовать основные принципы современного образования: «обучение для всех» и «обучение в течение всей жизни», — становится все более востребованным и популярным. Возможность получения образования в удаленных от крупных учебных центров регионах, доступ к современным базам данных, научным библиотекам и учебным материалам высокого качества, возможность заниматься в удобное время в оптимальном темпе — все это делает дистанционное обучение одной из наиболее эффективных форм работы с одаренными детьми. Система дистанционного обучения в Соединенных Штатах Америки,...
Подходы к пониманию игры в современной западной психологии
В статье представлены определения игры и подходы к ее пониманию. На материале зарубежных статей рассматриваются различные критерии игры, а также походы к ее анализу: когнитивный, нарративный, социо-эволюционный и др. Специально обсуждаются терминологические и содержательные трудности в поиске критериев игры и ее определения.
О родовом субъекте и рефлексии больших и маленьких людей. К 80-летию В.В.Давыдова.
Автор:  Гуружапов В.А. 
31 августа 2010 года исполняется 80 лет со дня рождения Василия Васильевича Давыдова (31 августа 1930 — 19 марта 1998) - выдающегося отечественного психолога и теоретика образования, академика, директора Института общей и педагогической психологии, ныне Психологического института Российской академии образования (1973-1983, 1991-1992), лауреата премии президента Российской Федерации в области образования (1996), вице-президента Российской академии образования (с 1988 г. и до кончины).
Вы ставите оценку
Автор:  Успенский В.Б. 
История и состояние проблемы психологии выразительных движений
Автор:  Мироненко В.В. 
В статье дается обзор исследований развития выразительных движений с древних времен до 70-х годов XX века. Автор комментирует различные концепции. Делает вывод, что состояние психологической науки 70-х годов XX века четко отделяет научные психологические, психофизиологические и биологические факторы от концепций на уровне житейских и донаучных представлений.
Ключевые идеи Л.С. Выготского - вклад в мировую психологию XX столетия
Автор:  Леонтьев А.А. 
Основные положения психологической концепции Л.С. Выготского: единство знака, общения и деятельности; психологическая теория значения; культурно-историческая теория психики; коллективность деятельности и понятие зоны ближайшего развития; идея интегральной динамической структуры личности и ее генетической первичности; системная взаимосвязь психических функций. Взгляды Выготского следует рассматривать в динамике их развития, целостном философском и общегуманитарном контексте, едином потоке психологической мысли.
Наталья Александровна Менчинская: жизнь, характер, поиск
Автор:  Божович Е.Д. 
Проблемы обучения и развития в трудах Н.А.Менчинской
Автор:  Якиманская И.С. 
Современные тенденции развития отечественной перинатальной психологии и психотерапии
Автор:  Добряков И.В. 
Моральное воспитание и развитие межличностных отношений
Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики
Автор:  Аксенова Л.И. 
В статье автором сделан исторический обзор становления раннего коррекционного обучения за рубежом и в нашей стране. Рассматриваются теоретические основы и различные варианты работы с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. Говорится о важности индивидуального подхода в работе, включении семьи в коррекционную работу как полноправного участника обучения для успешной интеграции детей в среду нормально развивающихся сверстников.
Итоги и перспективы научной деятельности института общей и педагогической психологии АПН СССР
Автор:  Давыдов В.В. 
Школьное самоуправление - необходимое условие жизни школы
Автор:  Загвоздкин В.К. 
Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников Психологического института
Даны главные направления исследований лаборатории психологии детей дошкольного возраста. Раскрыты основные положенияконцепции генезиса общения М.И. Лисиной. Описаны этапы развития общения ребенка со взрослым от рождения до семи лет. Представлены исследования общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Последняя часть статьи посвящена разработке программы воспитания детей раннего возраста, которая основана на научном фундаменте исследований лаборатории.
Психологические последствия острого лейкоза у детей.
Автор:  Киян И.Г. 
Представлен обзор научных публикаций зарубежных и отечественных авторов, посвященных психологическим последствиям острого лимфобластного лейкоза.
Человекоцентрированный подход в психологии,психотерапии,образовании и политеке (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса)
Автор:  Орлов А.Б. 
В статье представлены история создания, специфика, основные аспекты и инновационный характер человекоцентрированного подхода, разработанного К. Роджерсом - корифеем мировой теоретической и практической психологии XX в. Развитие ключевых понятий, психологических практик и сфер приложения человекоцентрированного подхода рассматривается как проявления предельно полной самоактуализации и человечного способа бытия, живым воплощением которых был К. Роджерс.
Кафедра общей психологии в МГУ им. М.В. Ломоносова (к 250-летию Московского университета)
Автор:  Братусь Б.С. 
Описаны основные этапы развития базовой кафедры факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Представлена современная концепция общей психологии, проанализированы значение и смысл общей психологии для образовательного процесса, для теоретической и прикладной деятельности психолога, для его профессионального самосознания.
П.Я. Гальперин-психолог и человек
Автор:  Айдарова Л.И. 
Автор пишет о перспективах работы, которые открывает концепция П.Я. Гальперина. Среди них - построение личностно-ориентированного образования и создание учебника нового типа. Вторую часть статьи составили фрагменты воспоминаний автора о своем учителе.