Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Леонтьев Алексей Алексеевич
Ученая степень: доктор филологических наук
|
|
(1936-2004)
Российский психолог и лингвист. Доктор филологических наук (с 1968), доктор психологических наук (с 1975), профессор (с 1976), действительный член РАО и АПСН.
Родился 14 января 1936 г. в Москве в семье известного психолога Алексея Николаевича Леонтьева. Закончил в 1958 г. романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «немецкий язык». С 1958 по 1975 г. работал в Институте языкознания АН СССР - сначала младшим научным сотрудником, затем (с 1966 г.) старшим, затем (с 1969 г.) руководителем Группы психолингвистики и теории коммуникации. В 1963 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ», в 1968-м - докторскую диссертацию по филологическим наукам на тему «Теоретическая проблема психолингвистического моделирования речевой деятельности», а в 1975-м - докторскую диссертацию по психологическим наукам на тему «Психология речевого общения».
С 1986 г - профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), а с 1997 г. - профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ.
В 1992 г. избран действительным членом Российской академии образования, а в 1997-м - действительным членом Академии педагогических и социальных наук. Автор более 30 книг и более 800 статей.
Проблемами педагогики и педагогической психологии занимался начиная с 70-х гг. Много лет сотрудничал с Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдовым и другими видными психологами и педагогами. Автор множества научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования, в том числе в «Учительской газете», журналах «Семья и школа» и «Знание - сила».
С 1997 г. - научный руководитель ассоциации «Школа 2000...» (ныне Межрегиональная общественная организация содействия развитию Образовательной программы «Школа 2100»), с 2001 по 2004 г - президент этой организации. Руководитель авторского коллектива и основной автор Образовательной программы «Школа 2100».
Область научных интересов: общая психология и психология речи, психология общения и речевого воздействия, психолингвистика, психология и методика преподавания иностранных языков, общее языковедение, история языковедения, русский язык, папуасские языки, языковая политика в образовании, народы и языки России. Основные труды: «Психолингвистика» (1967), «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания» (1969), «Язык, речь, речевая деятельность» (1969), «Психология общения» (1974), «Л.С. Выготский» (1990). Подробная информация здесь
Умер 12 августа 2004 г. в Москве.
- Педагогическое общение /Под ред. М. К. Кабардова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.- Нальчик, 1996. - Серия "Библиотека психолого-педагогической литературы". -96 с.
- Психология общения 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с. – (Сер. «Психология для студента», вып. 4).
- Ключевые идеи Л.С. Выготского - вклад в мировую психологию XX столетия Психологический журнал, 2001, №4.
- Лучше быть умным троечником, чем глупым пятёрочником! http://flogiston.ru/interview/leontiev, 19.11.2001