Дистанционное обучение одаренных детей в США

Copyright: © Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Тип: обзор
Версия для печати
Дистанционное обучение, позволяющее реализовать основные принципы современного образования: «обучение для всех» и «обучение в течение всей жизни», — становится все более востребованным и популярным. Возможность получения образования в удаленных от крупных учебных центров регионах, доступ к современным базам данных, научным библиотекам и учебным материалам высокого качества, возможность заниматься в удобное время в оптимальном темпе — все это делает дистанционное обучение одной из наиболее эффективных форм работы с одаренными детьми. Система дистанционного обучения в Соединенных Штатах Америки, являющаяся одной из наиболее развитых в мире, включает в себя огромное разнообразие программ и курсов как для обычных, так и для одаренных учащихся. В данной статье проведен анализ существующих в США он-лайн программ для одаренных детей, выделены их преимущества и недостатки, обсуждаются дистанционные формы работы, которые могут быть использованы для обучения и развития талантливых учащихся в России.

Дистанционное обучение становится все более востребованным и популярным. С его помощью могут быть реализованы основные принципы современного образования: «обучение для всех» и «обучение в течение всей жизни». Для России, имеющей огромную территорию и обладающей колоссальным интеллектуальным потенциалом, становление системы дистанционного обучения имеет особое значение [1].

Дистанционное обучение (английский эквивалент — e-learning) — понятие довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности без личного контакта преподавателя и учащегося. К преимуществам e-learning относят возможность получения образования в удаленных от крупных учебных центров регионах, дешевизна обучения, возможность заниматься в удобное время в оптимальном для учащегося темпе [3]. Во многие дистанционные программы включены углубленные курсы изучения школьных предметов или курсы, которые отсутствуют в школьной или университетской программе. Дистантные курсы могут обеспечить доступ к современным базам данных, научным библиотекам и учебным материалам высокого качества. В свете вышеперечисленных преимуществ дистанционные формы обучения могут быть эффективно использованы для работы с одаренными детьми. Он-лайн программы включают талантливых детей в общение и обсуждение серьезных проблем с лучшими педагогами и со сверстниками, имеющими сходные потребности и интересы. Они помогают выстроить оптимальную стратегию развития одаренного ребенка, приспосабливая темп обучения к его потребностям.

Родоначальником дистанционных форм обучения считается Исаак Питман, который с помощью почтовых отправлений в 1840 г. начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве. В Америке в конце XIX в. также были предприняты шаги по организации дистанционного обучения. Так, Анна Элиот Тикнор в 1873 г. разработала систему образования женщин по почте. В 1892 году было организовано первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго. Начало второго этапа развития дистантных форм обучения связано с основанием Открытого университета в Великобритании в 1969 г. Именно тогда в дистанционном образовании начали впервые применять комплексный подход к обучению. Было разработано большое количество высококачественных пособий, предназначенных специально для дистанционного обучения. Для организации образовательного процесса использовались радио и телепередачи, рассылка по почте печатных материалов. С появлением информационно-коммуникационных технологий появились новые возможности для организации дистантных форм работы. Учебный материал, включая запись лекций и лабораторных экспериментов, теперь можно было разместить в интернете. Учащиеся получили доступ к электронным библиотекам, а общаться с преподавателями могли с помощью веб-конференций, по электронной почте, ISQ или скайпу

В России в настоящее время бурно развиваются дистантные формы работы: возникают новые он-лайн программы и интернет-сервисы, проводятся конференции, посвященные e-learning [2; 4]. Тем не менее, система дистанционного обучения пока далека от совершенства. Помимо «технических» проблем, таких как плохая работа каналов связи (интернета, например), во многих регионах существуют сложности с разработкой качественных учебных материалов к дистанционным программам и подготовкой педагогов. Дистанционные программы для одаренных детей пока находятся в зачаточном состоянии и охватывают только малую часть способных учащихся. Как нам кажется, в этой ситуации может найти применение зарубежный опыт, в частности, Соединенных Штатов Америки, в которых система дистанционного обучения является одной из самых развитых в мире.

Цель статьи — анализ существующих в США он-лайн программ для одаренных детей, выделение их преимуществ и недостатков, описание дистанционных форм работы, которые могут быть использованы для обучения и развития талантливых детей в России.


Полнотекст статьи размещен на сайте Электронной библиотеки МГППУ(доступно для зарегистрированных пользователей) и странице журнала Современной зарубежной психологии на портале PsyJournals.ru

Смотрите также:

Статьи Книги Диссертации