Дистанционное обучение одаренных детей в США
|
Дистанционное обучение становится все более востребованным и популярным. С его помощью могут быть реализованы основные принципы современного образования: «обучение для всех» и «обучение в течение всей жизни». Для России, имеющей огромную территорию и обладающей колоссальным интеллектуальным потенциалом, становление системы дистанционного обучения имеет особое значение [1].
Дистанционное обучение (английский эквивалент — e-learning) — понятие довольно широкое. В общем виде под ним понимаются все формы образовательной активности без личного контакта преподавателя и учащегося. К преимуществам e-learning относят возможность получения образования в удаленных от крупных учебных центров регионах, дешевизна обучения, возможность заниматься в удобное время в оптимальном для учащегося темпе [3]. Во многие дистанционные программы включены углубленные курсы изучения школьных предметов или курсы, которые отсутствуют в школьной или университетской программе. Дистантные курсы могут обеспечить доступ к современным базам данных, научным библиотекам и учебным материалам высокого качества. В свете вышеперечисленных преимуществ дистанционные формы обучения могут быть эффективно использованы для работы с одаренными детьми. Он-лайн программы включают талантливых детей в общение и обсуждение серьезных проблем с лучшими педагогами и со сверстниками, имеющими сходные потребности и интересы. Они помогают выстроить оптимальную стратегию развития одаренного ребенка, приспосабливая темп обучения к его потребностям.
Родоначальником дистанционных форм обучения считается Исаак Питман, который с помощью почтовых отправлений в 1840 г. начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве. В Америке в конце XIX в. также были предприняты шаги по организации дистанционного обучения. Так, Анна Элиот Тикнор в 1873 г. разработала систему образования женщин по почте. В 1892 году было организовано первое отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго. Начало второго этапа развития дистантных форм обучения связано с основанием Открытого университета в Великобритании в 1969 г. Именно тогда в дистанционном образовании начали впервые применять комплексный подход к обучению. Было разработано большое количество высококачественных пособий, предназначенных специально для дистанционного обучения. Для организации образовательного процесса использовались радио и телепередачи, рассылка по почте печатных материалов. С появлением информационно-коммуникационных технологий появились новые возможности для организации дистантных форм работы. Учебный материал, включая запись лекций и лабораторных экспериментов, теперь можно было разместить в интернете. Учащиеся получили доступ к электронным библиотекам, а общаться с преподавателями могли с помощью веб-конференций, по электронной почте, ISQ или скайпу
В России в настоящее время бурно развиваются дистантные формы работы: возникают новые он-лайн программы и интернет-сервисы, проводятся конференции, посвященные e-learning [2; 4]. Тем не менее, система дистанционного обучения пока далека от совершенства. Помимо «технических» проблем, таких как плохая работа каналов связи (интернета, например), во многих регионах существуют сложности с разработкой качественных учебных материалов к дистанционным программам и подготовкой педагогов. Дистанционные программы для одаренных детей пока находятся в зачаточном состоянии и охватывают только малую часть способных учащихся. Как нам кажется, в этой ситуации может найти применение зарубежный опыт, в частности, Соединенных Штатов Америки, в которых система дистанционного обучения является одной из самых развитых в мире.
Цель статьи — анализ существующих в США он-лайн программ для одаренных детей, выделение их преимуществ и недостатков, описание дистанционных форм работы, которые могут быть использованы для обучения и развития талантливых детей в России.
Полнотекст статьи размещен на сайте Электронной библиотеки МГППУ(доступно для зарегистрированных пользователей) и странице журнала Современной зарубежной психологии на портале PsyJournals.ru
Статьи
- Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей
Вопросы психологии, 2004, №2. - Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков
Народное образование, №2, 2001 г - Отношение к социальной адаптации у творчески одаренных детей в России и в США
Вопросы психологии, 2004, №4. - Проявление лидерских способностей в учебно-познавательной деятельности у одаренных младших школьников
М.,2003
- Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие).
М.: Вузовская книга. 2001. - 131 с. - Личность школьника. От задержки психического развития до одаренности
М.: Сфера , 1999. — 192 с. - Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать
М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001. - Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка
М.: Издательский центр «Академия» , 2002 г., 144 стр. - Одаренные дети
М.: Прогресс, 1991.—376 с. //Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого - Одаренный ребенок
М.: Международный образовательный и психологический колледж /Под ред. О.М.Дьяченко.- М.:Международный образовательный и психологический колледж, 1997.-140с. - Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность
М.: Просвещение , 1996 - 136 с. Учебная литература. - Программа «Одаренный ребенок»
М.: Новая школа , 1995. – 64 с. - Психологический тренинг для выявления одаренности
М.: Молодая Гвардия. 1997 - 278 с. - Психология детской одаренности
М.: Генезис , 2010. — 440 с.: с ил. — (Учебник XXI века) - Психология одаренности детей и подростков
М.: Academia /Под. ред. Лейтеса Н.С. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ACADEMA. 2000. - 332 с. - Психология одаренности: понятие, виды, проблемы
Выпуск 1 — М.: МИОО, 2005. — 176 с. - Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста
Под ред. О.М. Дьяченко, А.И. Булычевой. М. Серия «педагогическая диагностика», 1996. - Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие
Феникс , 2006. - 112 с.
- Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальной и математической школах)
Феникс , 2006. - 112 с. - Психологические особенности одаренных школьников с разным соотношением вербальных и невербальных способностей
Феникс , 2006. - 112 с. - Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США
Феникс , 2006. - 112 с. - Соотношение интеллектуальной и творческой одаренности у детей 4-6 лет
Феникс , 2006. - 112 с. - Соотношение ситуативных и надситуативных проявлений активности у одаренных учащихся
Феникс , 2006. - 112 с. - Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков
Феникс , 2006. - 112 с. - Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одаренности
Феникс , 2006. - 112 с.