Проявление лидерских способностей в учебно-познавательной деятельности у одаренных младших школьников

Автор: Голубева М.В. 
Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати

С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию незаурядных детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление и диагностирование одарённых детей.
Российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одарённости. В частности, разработана «Рабочая концепция одарённости», которая позволяет ориентироваться в современном подходе к одарённым детям.

Несмотря на вышесказанное, остаётся много весьма острых и до сих пор нерешенных вопросов, связанных с решением проблемы создания условий для одарённых детей? Особым дискуссионным вопросом остается возможность применения групповых форм обучения для одаренных детей. Противоречивость этого вопроса связана с тем, что одарённые дети, отличаясь яркой индивидуальностью, часто испытывают трудности в общении, более остро нуждаются в уединении, возможности поработать самостоятельно. В то же время без общения с себе подобными одаренные дети испытывают дискомфорт и дополнительные проблемы, связанные с их личностным развитием. В связи с этим особо актуальным является изучение особенностей различных аспектов межличностного взаимодействия одаренных учащихся в условиях совместной деятельности.

Исследования взаимоотношений, взаимодействий и взаимовлияний одарённых детей в малых группах имеют большое значение при комплексном изучении ребенка как личности и индивида. Одним из важнейших аспектов этих исследований является изучение проявления лидерских способностей у одаренных учащихся младшего школьного возраста в условиях совместной деятельности.

Обучение одаренных детей по междисциплинарной программе «Одаренный ребенок», разработанной к. п. н. Н.Б. Шумаковой предполагает широкое применение групповых форм работы.

Новая направленность, возникающая у детей младшего школьного возраста, выражается в том, что они активно стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет товарищей. В связи с этим изучение проявления лидерских способностей, у одаренных учащихся младшего школьного возраста представляется актуальным.

Мы предположили, что если каждый ребенок удовлетворен работой в группе, то эффективность этой работы возрастает. Удовлетворенность же, в свою очередь, зависит от индивидуальных психологических особенностей учащихся и особенностей организации и содержания группового взаимодействия.

Междисциплинарное обучение по программе «Одаренный ребенок» способствует развитию успешного позитивного лидерства, так как сама система такого обучения дает максимум возможностей уважительного общения. Позитивное проявление лидерских способностей одарённых детей младшего школьного возраста зависит от уровня сформированности речевой произвольности.

Целью исследования являлось изучение отношения одаренных учащихся к совместной работе со сверстниками, выявление индивидуально-психологических условий, определяющих ее специфику.

Для выполнения поставленных задач нами использовались:

  1. Опросник «Удовлетворенность работы в группах» (Данный опросник разработан мною под руководством Н.Б. Шумаковой).
  2. Таблица «Оценка способности учащегося работать в группе и его предпочитаемой позиции в ней» (Данная таблица разработана мною под руководством Н.Б. Шумаковой.).
  3. Методика «Да» и «Нет» (Л. Красильниковой под рук. Д. Б. Эльконина)

    В исследовании принимали участие учащиеся общеобразовательной школы - лаборатории №1624 «Созвездие», обучающиеся с 1-го класса программе МДО. Возраст детей от 7 лет 10 мес. до 8 лет 7 мес.. Нами была проанализировано 23 опросника.
  4. Результаты исследования показали, что в условиях обучения, обеспечивающего возможности для уважительного общения сверстников, совместного решения проблем разного рода, одарённые дети младшего школьного возраста не испытывают значительных проблем в сфере общения и межличностного взаимодействия, отличаются высоким уровнем удовлетворенности от совместной работы со сверстниками, а также развитыми проявлениями лидерских способностей.
  5. Таким образом наше небольшое исследование позволило показать, что в условиях междисциплинарного обучения одарённые дети не испытывают дискомфорта или значительных трудностей в общении со сверстниками. Их повышенные лидерские притязания соответствуют развитию у них лидерских способностей, в связи с чем, они их могут успешно реализовывать. Это, по-видимому, и обуславливает их высокий уровень удовлетворенности от работы с одарёнными сверстниками, совместного решения проблем. Повышенные лидерские способности у большинства одарённых детей младшего школьного возраста во многом обусловлено высоким уровнем развития речевой произвольности, значительно превышающим, по нашим данным, средние показатели, характерные для детей данного возраста.
  6. Кроме того, можно отметить и высокий уровень рефлексивного плана сознания самооценки, что отражено в достижении высокой степени совпадения самооценок учащихся и оценок учителей по отношению к лидерским проявлениям учащихся в учебно-познавательной деятельности.
  7. В то же время, необходимо отметить и наличие небольшой группы детей, которые проявляют высокий уровень развития лидерских способностей (по оценке учителя), но не оценивающих себя как возможных лидеров при выполнении совместной деятельности. Интерпретация этого факта нуждается в дополнительном исследовании. Одной из возможных гипотез является наличие завышенного эталона лидерства у этих учащихся, своеобразный «перфекционизм», столь характерный для одарённых детей.
  8. Результаты нашего исследования позволили показать наличие связи между такими качествами личности как склонность к сотрудничеству, «терпимость» к другому и степенью удовлетворённости от совместной работы со сверстниками. В свете этих данных представляется возможным, что одарённые дети с ярко выраженной нетерпимостью к другим и отсутствием стремления к сотрудничеству и являются той группой детей, которая послужила основой для развития мифа о том, что одарённые дети индивидуалисты и для них вряд ли приемлемы групповые формы работы. Не отрицая того факта, что такая группа детей есть, надо отметить, что она составляет небольшой процент и фактически не является специфической проблемой, связанной с одарёнными детьми. Дети с такими личностными особенностями встречаются и среди других групп детей. Большинство одарённых учащихся, по нашим Данным, могут иметь проблемы в общении, межличностном взаимодействии лишь в связи с отсутствием в их опыте адекватных условий для развития и удовлетворения их повышенных лидерских потребностей и возможностей.