Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Проблема становления смысложизненных ориентаций личности.
Автор:  Чудновский В.Э. 
Определяется психологическое содержание феномена смысложизненных ориентаций. Рассматривается вопрос о роли "личностного фундамента" в становлении и развитии смысложизненных ориентаций. Показано значение данного феномена в отношении личности к своему будущему и построению жизненной перспективы. Обсуждаются варианты осмысления личностью своей судьбы в зависимости от соотношения двух ее составляющих: объективно-предопределенной и субъективно-преобразующей. Намечены некоторые виды психолого-педагогической поддержки развития смысложизненных ориентаций у школьников.
Воспитание и развитие личности ребенка в семье
Герой-взрослый - один из факторов развития личности в старшем подростковом возрасте
К вопросу о динамике детского характера
Автор:  Выготский Л.С. 
К вопросу о развитии личности в детском возрасте
Автор:  Смирнова Е.О. 
Культурная среда школы как средства развития личности ребенка
Автор:  Иванов А.В. 
Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка
Автор:  Калинина Р.Р. 
Ситуация выбора как необходимое условие развития личности ребенка
Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Предпосылки личностного роста в развивающем образовании
Потенциал развивающего образования оценивается с точки зрения перспектив личностного роста его субъектов - детей и взрослых. Обеспечение личностного роста полагается в качестве цели развивающего образования. Исходя из этого соотносятся профессиональные миссии В.В. Давыдова и К. Роджерса, определившие специфику построенных ими и их последователями образовательных моделей. Образование рассматривается как уникальная и единственная макроинституциализированная форма обращения гражданского общества к растущему человеку как к личности. Такой взгляд лежит в основе новой философии образования.
Психологические вопросы сознательности учения
Автор:  Леонтьев А.Н. 
Этапы формирования личности в онтогенезе
Автор:  Божович Л.И. 
В данной статье рассматривается подростковый кризис, его анализ и предпосылки, а также важнейшие личностные новообразования, завершающие этот период развития ребенка. Автор полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами. В данной статье автор очень подробно раскрывает основные закономерности развития в подростковом возрасте, приводя результаты исследований различных авторов...
Понятие внутренней позиции в работах Л.И. Божович – к началам культурно-исторической психологии личности
Автор:  Лубовский Д.В. 
Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков)
В исследовании представлены результаты сравнительного анализа рисунков детей 5—7 лет, живущих в полных и неполных семьях. Между двумя выборками обнаружена следующая разница. Рисунки детей из неполных семей менее эмоциональны, слабее показана связь с другими людьми, образ Я. Наиболее значимые различия были обнаружены среди мальчиков. Данные говорят о том, что мальчики, живущие с одинокими матерями испытывают больший эмоциональный дискомфорт, чем девочки.
Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников
Автор:  Цукерман Г.А. 
Проявление лидерских способностей в учебно-познавательной деятельности у одаренных младших школьников
Автор:  Голубева М.В. 
Доверие к себе как условие развития личности
Автор:  Скрипкина Т.П. 
Анализируется один из аспектов веры, связанный с активностью человека. Разработка понятий веры и доверия, осмысление их психологической сущности позволяет вскрыть механизмы, глубже осмыслить закономерности освоения того культурного пространства, внутри которого человек только и может обрести свою родовую человеческую сущность и в то же время оставаться самостоятельным истинным "субъектом жизни". Выдвигается идея о существовании относительно самостоятельного феномена личности - доверия к себе как одного из важнейших условий активности человека и относительно самостоятельного феномена субъектности...
Проблема и психотехника самоопределения личности
Автор:  Буякас Т.М 
Анализируются основания, которые позволяют человеку встать на путь самоопределения, и условия их порождения. Исследовние осуществляется в рамках психологии становления "возможного" человека, т.е. человека в перспективе своего развития, а не такого, который уже эмпирически есть. Методологической базой работы является концепция М.К. Мамардашвили. Проблема самоопределения раскрыта как проблема самостояния человека, проблема свободы, в том числе и от самого себя. В качестве психотехнического инструментария используются общекультурные символы. Обсуждаются инструментальные возможности символов...
Проективный сказочный тест и его возможности в исследовании личности ребенка
Дается теоретическое обоснование Проективного сказочного теста (ПСТ), анализируются результаты исследования его надежности и валидности. Тест имеет психоаналитическую ориентацию, он измеряет 26 переменных, таких как агрессия, оральные потребности, тревожность, потребность в принятии, аффилиативная потребность, страх агрессии, депрессия, самооценка, стремление к превосходству, чувство собственности и др. Тест дает возможность для исследования эмоциональных проблем ребенка, его мотивационно-потребностной сферы, а также защитных механизмов. Тест был адаптирован на российской выборке, нормы разработаны...