Герой-взрослый - один из факторов развития личности в старшем подростковом возрасте

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Подростковый возраст является предметом многих исследований как отечественных, так и зарубежных психологов. Нестабильность, противоречивость, кризисность являются непременными прилагательными при описании переходного этапа от детства к юности. Мнения всех исследователей сходятся в том, что в подростковом возрасте происходит революция во внутрением психологическом мире, по значимости подобная революции в биологическом развитии.

В детских возрастах построение образа себя ребенком проходит на основе некритичного приема за истину ситуативных высказываний взрослых, реже - сверстников и старших ребят. В подростковом возрасте ребенок впервые получает возможность стать субъектом построения образа себя и внутренней работы по самосовершенствованию. Такая возможность появляется благодаря созреванию мозговых структур и развитию мыслительных способностей (освоение формально-логических операций, становление теоретического мышления). Критерием для выстраивания образа себя и сред для дальнейшей работы по саморазвитию может стать Герой.

В нашей работе провели первичный анализ проблемы развития самосознания подростка в контексте идеалов и героев, составили описание собирательного образа Героя-взрослого, и описание групп подростков с отношением к Герою на основе результатов по методикам выявляющим тему ценностных ориентации, уровни интеллектуального развития и творческого мышления и особенности Я-концепции.

Объект: развитие личности в старшем подростковом возрасте

Предмет: образ Героя-Взрослого в сознании современного старшего подростка.

Общая гипотеза исследования: значимый взрослый может стать героем, который является одним из факторов личностного развития в старшем подростковом возрасте.

Проведенное исследование показало:

  • В подростковом возрасте существует такое психологическое образование как Герой.
  • Герой является персонифицированным идеалом подростка.
  • Героя может не быть, он может быть Внешним (когда главными для подростка в его образе являются внешность, таланты, общественное признание или деньги), или Внутренним (когда главным для подростка является внутренний мир Героя, его мировоззрения, внутренние достижения).
  • Внутренним Героем может стать значимый взрослый (Герой-Взрослый).
  1. Нами было проведено эмпирическое исследование, опиравшееся на следующие методики: опросник "Выявление Героя", мини-сочинение "Мой Герой", "Тест ценностных ориентации" М. Рокича, "Прогрессивные матрицы Раввена", "Тест творческого мышления" П. Торренса, "Я-концепция" Пирса-Харриса. Испытуемыми стали представители девятого и десятого классов гимназии №1552 (всего 41 человек).
  2. Обработка результатов опросника "Выявление Героя" позволило разделить испытуемых на четыре группы: "Нет Героя" (44%), "Есть Внешний Герой" (14%), "Есть Внутренний Герой не значимый взрослый" (12%), "Есть Герой-Взрослый" (30%). Проводимые в дальнейшем методики позволили нам установить значительные различия в ценностных ориентациях, уровнях интеллектуального развития, творческого мышления и Я-концепции у подростков различных групп.
  3. Благодаря опроснику "Выявление Героя" и мини-сочинению "Мой Герой", нами были выявлены качества, составившие психологический портрет Героя-Взрослого современного подростка. В собирательном образе Героя Взрослого современные подростки выделили: во внешности - яркость, современность, стиль в одежде; в поведении - воспитанность, выдерженность, тактичность, хорошие манеры, жизнерадостность, долю наглости, в интеллектуальной сфере - ум, образованность, широкий спектр взглядов, некатегоричность, рационализм, трезвую оценку всего, в волевой сфере - целеустремленность, решительность силу воли, в отношениях с окружающими - честность, чуткость, доброту, терпимость, понимание, сострадание, нежность, заботливость, готовность помочь, снисходительность и справедливость, а так же уверенность в своих силах, ответственность, достижения в работе и личной жизни, трудолюбие, независимость и хорошее здоровье.
  4. Сравнение данных опросника "Выявление Героя" и мини-сочинения "Мой Герой" с данными ранжирования в рамках теста М. Рокича "Ценностные ориентации" показали связь ценностей, занимающих первые места в тесте, и качеств близких взрослых, которым подростки хотят подражать. Это подтверждает предположение, что Герой является персонифицированным идеалом человека.
  5. Сравнение результатов ранжирования по тесту "Ценностные ориентации" М. Рокича испытуемых групп "Нет Героя" и "Герой-Взрослый" показало значимые различия, обусловленные наличием или отсутствием ценностного эталона. Таким образом, нами было показано, что на ценностную иерархию подростка оказывает влияние наличие Героя, специфика подросткового возраста, средовые влияния (обучение в гимназии) и современная социальная ситуация, транслирующая определенный ряд ценностей.
  6. Сравнение результатов общешкольной диагностики по методикам "Прогрессивные матрицы Раввена", "Тест творческого мышления" П. Торренса и "Я-концепция" Пирза-Харриса позволили выявить значимые различия между группами испытуемых по уровням интеллектуального развития и Развития творческого мышления, а так же по Я-концепциям. Результаты методик позволили сравнить и описать группы по этим показателям. Испытуемых группы "Есть Герой-Взрослый" отличает высокий интеллектуальный уровень, выдающийся уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция и повышенный уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внутренний Герой не значимый взрослый" отличает выдающийся уровень интеллектуального развития, средний уровень творческого мышления, неблагополучная Я-концепция, низкий уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внешний Герой" отличает среднее интеллектуальное развитие, низкий уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция. Испытуемых группы "Нет Героя" отличает низкий интеллектуальный уровень, средний уровень творческого мышления, в целом благополучная Я-концепция.
  7. Нами была доказана общая гипотеза о том, что значимый взрослый может стать Героем, который является одним из факторов личностного развития подростка. Герой-Взрослый задает направление и цель развития подростка, являясь эталоном сравнения на всех этапах саморазвития. Появлению Героя-Взрослого способствует хороший интеллектуальный уровень подростка и высокий уровень творческого мышления. Наличие и специфика Героя влияет на выработку Я-концепции подростка. Качества, которые подросток выделяет в образе Героя-Взрослого, с одной стороны связаны с общей спецификой подросткового возраста, с другой - определяются личностными особенностями каждого подростка.