Детская психология
 

Герой-взрослый - один из факторов развития личности в старшем подростковом возрасте

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Подростковый возраст является предметом многих исследований как отечественных, так и зарубежных психологов. Нестабильность, противоречивость, кризисность являются непременными прилагательными при описании переходного этапа от детства к юности. Мнения всех исследователей сходятся в том, что в подростковом возрасте происходит революция во внутрением психологическом мире, по значимости подобная революции в биологическом развитии.

В детских возрастах построение образа себя ребенком проходит на основе некритичного приема за истину ситуативных высказываний взрослых, реже - сверстников и старших ребят. В подростковом возрасте ребенок впервые получает возможность стать субъектом построения образа себя и внутренней работы по самосовершенствованию. Такая возможность появляется благодаря созреванию мозговых структур и развитию мыслительных способностей (освоение формально-логических операций, становление теоретического мышления). Критерием для выстраивания образа себя и сред для дальнейшей работы по саморазвитию может стать Герой.

В нашей работе провели первичный анализ проблемы развития самосознания подростка в контексте идеалов и героев, составили описание собирательного образа Героя-взрослого, и описание групп подростков с отношением к Герою на основе результатов по методикам выявляющим тему ценностных ориентации, уровни интеллектуального развития и творческого мышления и особенности Я-концепции.

Объект: развитие личности в старшем подростковом возрасте

Предмет: образ Героя-Взрослого в сознании современного старшего подростка.

Общая гипотеза исследования: значимый взрослый может стать героем, который является одним из факторов личностного развития в старшем подростковом возрасте.

Проведенное исследование показало:

  • В подростковом возрасте существует такое психологическое образование как Герой.
  • Герой является персонифицированным идеалом подростка.
  • Героя может не быть, он может быть Внешним (когда главными для подростка в его образе являются внешность, таланты, общественное признание или деньги), или Внутренним (когда главным для подростка является внутренний мир Героя, его мировоззрения, внутренние достижения).
  • Внутренним Героем может стать значимый взрослый (Герой-Взрослый).
  1. Нами было проведено эмпирическое исследование, опиравшееся на следующие методики: опросник "Выявление Героя", мини-сочинение "Мой Герой", "Тест ценностных ориентации" М. Рокича, "Прогрессивные матрицы Раввена", "Тест творческого мышления" П. Торренса, "Я-концепция" Пирса-Харриса. Испытуемыми стали представители девятого и десятого классов гимназии №1552 (всего 41 человек).
  2. Обработка результатов опросника "Выявление Героя" позволило разделить испытуемых на четыре группы: "Нет Героя" (44%), "Есть Внешний Герой" (14%), "Есть Внутренний Герой не значимый взрослый" (12%), "Есть Герой-Взрослый" (30%). Проводимые в дальнейшем методики позволили нам установить значительные различия в ценностных ориентациях, уровнях интеллектуального развития, творческого мышления и Я-концепции у подростков различных групп.
  3. Благодаря опроснику "Выявление Героя" и мини-сочинению "Мой Герой", нами были выявлены качества, составившие психологический портрет Героя-Взрослого современного подростка. В собирательном образе Героя Взрослого современные подростки выделили: во внешности - яркость, современность, стиль в одежде; в поведении - воспитанность, выдерженность, тактичность, хорошие манеры, жизнерадостность, долю наглости, в интеллектуальной сфере - ум, образованность, широкий спектр взглядов, некатегоричность, рационализм, трезвую оценку всего, в волевой сфере - целеустремленность, решительность силу воли, в отношениях с окружающими - честность, чуткость, доброту, терпимость, понимание, сострадание, нежность, заботливость, готовность помочь, снисходительность и справедливость, а так же уверенность в своих силах, ответственность, достижения в работе и личной жизни, трудолюбие, независимость и хорошее здоровье.
  4. Сравнение данных опросника "Выявление Героя" и мини-сочинения "Мой Герой" с данными ранжирования в рамках теста М. Рокича "Ценностные ориентации" показали связь ценностей, занимающих первые места в тесте, и качеств близких взрослых, которым подростки хотят подражать. Это подтверждает предположение, что Герой является персонифицированным идеалом человека.
  5. Сравнение результатов ранжирования по тесту "Ценностные ориентации" М. Рокича испытуемых групп "Нет Героя" и "Герой-Взрослый" показало значимые различия, обусловленные наличием или отсутствием ценностного эталона. Таким образом, нами было показано, что на ценностную иерархию подростка оказывает влияние наличие Героя, специфика подросткового возраста, средовые влияния (обучение в гимназии) и современная социальная ситуация, транслирующая определенный ряд ценностей.
  6. Сравнение результатов общешкольной диагностики по методикам "Прогрессивные матрицы Раввена", "Тест творческого мышления" П. Торренса и "Я-концепция" Пирза-Харриса позволили выявить значимые различия между группами испытуемых по уровням интеллектуального развития и Развития творческого мышления, а так же по Я-концепциям. Результаты методик позволили сравнить и описать группы по этим показателям. Испытуемых группы "Есть Герой-Взрослый" отличает высокий интеллектуальный уровень, выдающийся уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция и повышенный уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внутренний Герой не значимый взрослый" отличает выдающийся уровень интеллектуального развития, средний уровень творческого мышления, неблагополучная Я-концепция, низкий уровень тревожности. Испытуемых группы "Есть Внешний Герой" отличает среднее интеллектуальное развитие, низкий уровень творческого мышления, благополучная Я-концепция. Испытуемых группы "Нет Героя" отличает низкий интеллектуальный уровень, средний уровень творческого мышления, в целом благополучная Я-концепция.
  7. Нами была доказана общая гипотеза о том, что значимый взрослый может стать Героем, который является одним из факторов личностного развития подростка. Герой-Взрослый задает направление и цель развития подростка, являясь эталоном сравнения на всех этапах саморазвития. Появлению Героя-Взрослого способствует хороший интеллектуальный уровень подростка и высокий уровень творческого мышления. Наличие и специфика Героя влияет на выработку Я-концепции подростка. Качества, которые подросток выделяет в образе Героя-Взрослого, с одной стороны связаны с общей спецификой подросткового возраста, с другой - определяются личностными особенностями каждого подростка.

Новости психологии

21.06.2021

Разновозрастной отряд в детском школьном лагере: что можно делать?


27.05.2021

Подборка актуальной литературы


13.05.2021

Ребёнок становится понятным для родителей



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика