Взаимосвязь родительских установок и выбора детьми круга референтных лиц
|
Одной из важнейших профессиональных задач школьного психолога является анализ социальной ситуации развития учащихся с целью выявления возможных проблем, поиска их причин и возможностей устранения. При этом психолог, наряду с другими факторами социализации школьников, учитывает особенности их семейного воспитания. Родители являются для ребенка первыми и, чаще всего, главными воспитателями, поэтому научная диагностика семьи является важной задачей школьного психолога (Ю.Е.Алешина, Н.И.Гуткина, Н.Г.Лусканова, Р.В.Овчарова и др.). В своей профессиональной деятельности школьный психолог сотрудничает со всеми субъектами образовательного процесса, поскольку развитие и коррекция личностных качеств учащегося невозможны без изменения всей системы его взаимоотношений с социумом. Нередко психолог оказывает психологическую помощь и родителям учеников.
Среди множества аспектов семейных отношений наиболее изученным являются родительские установки — как по вопросам воспитания детей, так и в области межличностных отношений самих родителей. На основании теоретического анализа психологической литературы, можно предположить, что семейные родительские установки влияют на выбор детьми круга референтных лиц, причем это влияние проявляется даже в случаях, когда установки прямо не направлены на воспитание подрастающего поколения, так как отражают позиции родителей по поводу их собственных межличностных отношений.
Для проверки этого предположения нами было предпринято небольшое исследование взаимосвязи особенностей взаимоотношений родителей друг с другом и характера выбора их детьми круга референтных лиц. В исследовании использовались следующие методические средства.
Методика «Шкалы любви и симпатии» З.Рубина, в которой рассматриваются такие аспекты взаимоотношений между супругами, как привязанность, забота и степень интимности. Параллельная шкала симпатии регистрирует степень уважения, восхищения и воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом. Методика «Исследование установок в семейной паре» Ю.Е.Алешиной включает 40 суждений, выражающих позиции испытуемых по десяти значимым для них сферам: отношение к людям, альтернатива между чувством долга и удовольствием, отношение к детям, отношение к автономности или зависимости супругов, отношение к разводу, отношение к романтической любви, оценка значения сексуальной сферы семейной жизни, отношение к «запретности секса», отношение к патриархальному или эгалитарному устройству семьи, отношение к деньгам. В исследовании использовалась также референтометрическая опросная методика, направленная на выделение круга значимых людей, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она (как в прямом контакте, так и мысленно) соотносит свои оценки, действия и поступки.
В качестве испытуемых в нашем исследовании выступили пять семейных пар (возраст — от 35 до 45 лет, все работающие, проживают в г. Москве) и их дети (возраст — 15-17 лет, трое ношей и трое девушек).
Как показали результаты нашего частного исследования, выбор детьми сверстников в качестве референтной группы имеет отрицательную корреляцию (р ≤ 0,05 по Пирсону) со шкалами «любви» и «симпатии» в ответах матерей по методике З.Рубина и сферой «отношение к детям» у обоих родителей по методике Ю.Е.Алешиной. Выбор детьми родителей в качестве референтных лиц коррелирует (р < 0,05) со сферами: «альтернатива между чувством долга и удовольствием», «отношение к разводу» и «оценка значения сексуальной сферы семейной жизни» у матерей. Это значит, что в семьях, где на низком уровне находятся показатели уважения, восхищения и воспринимаемого сходства (шкала «симпатии») родителей по отношению друг к другу, а наличие детей не рассматривается ими в качестве важнейшей семейной ценности, у детей преобладает тенденция к поиску референтных лиц среди своих сверстников. В то же время, в семьях, где указанные показатели у родителей выражены позитивно, а матери полагают, что взаимное уважение и любовь супругов друг к другу значительно важнее, чем сексуальная гармония, дети выбирают в качестве референтных лиц своих родителей практически так же часто, как и сверстников.
В дальнейшем мы планируем расширить исследование взаимосвязи отношений супругов между собой с характером выбора их детьми круга референтных лиц за счет увеличения выборки и применения более развернутых методических средств изучения семейных отношений.
Статьи
- Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние детско-родительских отношений на социализацию телесных функций у соматически неблагополучных подростков
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Влияние личностных особенностей родителей на развитие рефлексии
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте
3 часть, М., 2005. - 560 с.