Влияние личностных особенностей родителей на развитие рефлексии

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

На протяжении 4 лет мы занимаемся исследованием феномена рефлексии, постепенно выявляя ее взаимосвязи с различными психологическими детерминантами, раскрывая логику ее становления и функционирования. Семья как одна из важнейших детерминирующих систем попала в поле нашего исследования не случайно.

Влияние, которое оказывает семья на формирование психологических и личностных особенностей ребенка, обуславливает неослабевающий интерес, проявляемый к семье со стороны психологов, социологов, педагогов и т.д. Исследования семьи проводятся в различных направлениях. Для нас же интересным является тот факт, что исследования влияния семьи как особой культуры на формирование личности ребенка начались только в последние годы.

К настоящему времени сложилась ситуация, когда социальная ситуация развития ребенка, семья все в большей мере зависит от своеобразия личностных отношений между родителями и все в меньшей от традиций общества.

Но вместе с тем, семья — это первый фактор социализации для ребенка; доступный ребенку с самого рождения источник норм, правил, традиций, присущих культуре, к которой семья принадлежит. «Стиль семейной социализации тесно связан с национальными традициями, культурой общества, а в их рамках — с социальной принадлежностью и уровнем образования членов семьи». Поэтому, степень социальной и культурной адаптации индивида напрямую зависит от того, насколько глобальная (этническая) культура локализована в его семье, и от степени приобщенности индивида к семейной ситуации.

И здесь встает очень важная и интересная проблема — проблема приобщенности ребенка к семейной ситуации развития, проблема психологической, личностной готовности ребенка к восприятию общественных норм и правил и их интериоризации в качестве собственных, внутренних критериев самооценивания.

В рамках культурно-исторической концепции, эта проблема рассматривается как проблема особенностей взаимодействия взрослого и ребенка в процессе общения и совместной деятельности.

Интересно, в этой связи, выделение В.Т. Кудрявцевым 3 основных типов совместной деятельности ребенка со взрослым (и, соответственно, 3 способов усвоения ребенком культуры) и особенно развивающего типа, с помощью которого осуществляется самостоятельное приобщение формирующейся личности к культуре, принятие ее в качестве внутренней детерминирующей системы. Другими словами, ребенок, получивший в семье жесткую, однозначную систему критериев оценивания/самооценивания, в дальнейшем взаимодействии с социальной ситуацией не будет присваивать те критерии, которые несет в себе эта ситуация. Очевидно, у такого ребенка нет мотивации для присвоения новых критериев оценки (единожды заданная родителями жесткая система самооценивания позволяет с разной степенью успешности строить свое поведение в каждой ситуации), как нет и навыков для этого. Самооценивание такого ребенка никогда не сможет развиться до высокого уровня — до уровня рефлексивности; рефлексия всегда будет протекать в соответствии с точной, но, по сути, абсолютно чуждой ему, навязанной извне системой норм и правил.

Высокий уровень развития рефлексии как себя, так и окружающего мира складывается у личности, крайне чувствительной к каждой социальной среде, в которую он попадает. Здесь мы имеем дело с принципиально иной семейной ситуацией, когда общественная система норм и правил не преподносилась родителями как точная, жесткая, авторитетная, нерушимая. Это в некоторой степени перекликается с определением демократического стиля воспитания.

Родители, реализующие такой стиль, во взаимодействии с ребенком ориентированы не на яркое проявление своей позиции (= общественной системы норм и правил), а на создание для ребенка ситуации самостоятельного выбора во всем многообразии критериев самооценки. Безусловно, родители указывают ребенку на более или менее предпочтительные критерии, но в этом предпочтении всегда точкой отсчета является не сам родитель, а та культура, та ситуация, в которой взрослый и ребенок находятся в данный момент. Высокий уровень культурной лабильности, этнической толерантности, формирующийся у ребенка при таком стиле воспитания, достается ребенку очень высокой ценой — ценой вечных колебаний между огромным количеством равно предпочтительных критериев самооценки, ценой постоянной рефлексии как себя, так и социальной ситуации. Более того, само понятие «поиск себя» применимо только к человеку, способному раствориться во всем многообразии норм, правил, культурных предпочтений и т.д., которые изначально были частью общественного опыта, а затем стали частью его личности.

С одной стороны, особенности воспитания диктует та культура, к которой принадлежат родители (и потому очень интересные личности вырастают из семей, в которых родители являются представителями разных культур). Но с другой стороны, личностные особенности родителей — и, поскольку, личностные особенности у каждого родителя свои, мы имеем дело с определенным паттерном, сочетающим в себе особенности обоих родителей. Относясь к одному из основных теоретических фундаментов нашего исследования — теории функциональной психологии В.К. Шабельникова—следует отметить конфликтность/нестабильность данного паттерна как основные его черты (только в этом случае, полагаем, формируется рефлексия как функция, позволяющая стабилизировать данный «плохой гештальт»).

При этом следует понимать, что личностные особенности родителей и интересующий нас механизм самооценивания — это два феномена, совершено различных по своей сущности. Поэтому, говоря о том, что личностные особенности родителей влияют на формирование у ребенка рефлексии определенного уровня, мы всегда будем иметь в виду, что это влияние не носит прямого характера, и, по всей видимости, мы имеем дело со сложным процессом, затрагивающим различные аспекты семейного воспитания и в котором личностные особенности родителей оказывают пусть опосредованное, но очень важное влияние на формирование интересующего нас феномена.

Личностные качества родителей (через семейные отношения), полагаем, детерминируют развитие личности в целом и рефлексии определенного уровня, в частности.

Проведенный теоретический анализ позволил нам обозначить собственную логику рассуждений, на основании которой мы сформулировали основную цель нашего исследования как выяснение взаимосвязи личностных особенностей родителей и уровнем рефлексивности ребенка. Также был сформулирован ряд гипотез, на проверку которых было направлено экспериментальное исследование.

С помощью специально подобранных методик мы получили представление о субъективной оценке испытуемыми личностных особенностей их родителей, а также количественные показатели рефлексивности испытуемых в женской и мужской выборках. Проведенная статистическая обработка позволяет нам говорить о наличии объективной взаимосвязи показателей субъективной оценки определенных личностных характеристик родителей и высокого уровня развития рефлексии ребенка. Так, высокая рефлексивность в мужской выборке коррелирует с такими личностными характеристиками отца (в субъективной оценке испытуемых) как сильный, упрямый, решительный, напряженный; матери — уступчивая, отзывчивая, неискренняя, несамостоятельная. В женской выборке взаимосвязи принципиально иные: у девушек с высокой рефлексивностью отцы отличаются слабостью, уступчивостью, они замкнуты, пассивны, нерешительны; матери слабы, безответственны, замкнуты, зависимы.

Был проведен анализ найденных взаимосвязей с точки зрения функциональной психологии. Соотнеся полученные результаты с поставленными целями и выдвинутыми гипотезами, мы сделали также ряд интересных выводов, которые являются основанием для продолжения разработки поставленной проблемы в рамках диссертационного исследования.

Смотрите также:

Статьи