Детская психология
 

Влияние личностных особенностей родителей на развитие рефлексии

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

На протяжении 4 лет мы занимаемся исследованием феномена рефлексии, постепенно выявляя ее взаимосвязи с различными психологическими детерминантами, раскрывая логику ее становления и функционирования. Семья как одна из важнейших детерминирующих систем попала в поле нашего исследования не случайно.

Влияние, которое оказывает семья на формирование психологических и личностных особенностей ребенка, обуславливает неослабевающий интерес, проявляемый к семье со стороны психологов, социологов, педагогов и т.д. Исследования семьи проводятся в различных направлениях. Для нас же интересным является тот факт, что исследования влияния семьи как особой культуры на формирование личности ребенка начались только в последние годы.

К настоящему времени сложилась ситуация, когда социальная ситуация развития ребенка, семья все в большей мере зависит от своеобразия личностных отношений между родителями и все в меньшей от традиций общества.

Но вместе с тем, семья — это первый фактор социализации для ребенка; доступный ребенку с самого рождения источник норм, правил, традиций, присущих культуре, к которой семья принадлежит. «Стиль семейной социализации тесно связан с национальными традициями, культурой общества, а в их рамках — с социальной принадлежностью и уровнем образования членов семьи». Поэтому, степень социальной и культурной адаптации индивида напрямую зависит от того, насколько глобальная (этническая) культура локализована в его семье, и от степени приобщенности индивида к семейной ситуации.

И здесь встает очень важная и интересная проблема — проблема приобщенности ребенка к семейной ситуации развития, проблема психологической, личностной готовности ребенка к восприятию общественных норм и правил и их интериоризации в качестве собственных, внутренних критериев самооценивания.

В рамках культурно-исторической концепции, эта проблема рассматривается как проблема особенностей взаимодействия взрослого и ребенка в процессе общения и совместной деятельности.

Интересно, в этой связи, выделение В.Т. Кудрявцевым 3 основных типов совместной деятельности ребенка со взрослым (и, соответственно, 3 способов усвоения ребенком культуры) и особенно развивающего типа, с помощью которого осуществляется самостоятельное приобщение формирующейся личности к культуре, принятие ее в качестве внутренней детерминирующей системы. Другими словами, ребенок, получивший в семье жесткую, однозначную систему критериев оценивания/самооценивания, в дальнейшем взаимодействии с социальной ситуацией не будет присваивать те критерии, которые несет в себе эта ситуация. Очевидно, у такого ребенка нет мотивации для присвоения новых критериев оценки (единожды заданная родителями жесткая система самооценивания позволяет с разной степенью успешности строить свое поведение в каждой ситуации), как нет и навыков для этого. Самооценивание такого ребенка никогда не сможет развиться до высокого уровня — до уровня рефлексивности; рефлексия всегда будет протекать в соответствии с точной, но, по сути, абсолютно чуждой ему, навязанной извне системой норм и правил.

Высокий уровень развития рефлексии как себя, так и окружающего мира складывается у личности, крайне чувствительной к каждой социальной среде, в которую он попадает. Здесь мы имеем дело с принципиально иной семейной ситуацией, когда общественная система норм и правил не преподносилась родителями как точная, жесткая, авторитетная, нерушимая. Это в некоторой степени перекликается с определением демократического стиля воспитания.

Родители, реализующие такой стиль, во взаимодействии с ребенком ориентированы не на яркое проявление своей позиции (= общественной системы норм и правил), а на создание для ребенка ситуации самостоятельного выбора во всем многообразии критериев самооценки. Безусловно, родители указывают ребенку на более или менее предпочтительные критерии, но в этом предпочтении всегда точкой отсчета является не сам родитель, а та культура, та ситуация, в которой взрослый и ребенок находятся в данный момент. Высокий уровень культурной лабильности, этнической толерантности, формирующийся у ребенка при таком стиле воспитания, достается ребенку очень высокой ценой — ценой вечных колебаний между огромным количеством равно предпочтительных критериев самооценки, ценой постоянной рефлексии как себя, так и социальной ситуации. Более того, само понятие «поиск себя» применимо только к человеку, способному раствориться во всем многообразии норм, правил, культурных предпочтений и т.д., которые изначально были частью общественного опыта, а затем стали частью его личности.

С одной стороны, особенности воспитания диктует та культура, к которой принадлежат родители (и потому очень интересные личности вырастают из семей, в которых родители являются представителями разных культур). Но с другой стороны, личностные особенности родителей — и, поскольку, личностные особенности у каждого родителя свои, мы имеем дело с определенным паттерном, сочетающим в себе особенности обоих родителей. Относясь к одному из основных теоретических фундаментов нашего исследования — теории функциональной психологии В.К. Шабельникова—следует отметить конфликтность/нестабильность данного паттерна как основные его черты (только в этом случае, полагаем, формируется рефлексия как функция, позволяющая стабилизировать данный «плохой гештальт»).

При этом следует понимать, что личностные особенности родителей и интересующий нас механизм самооценивания — это два феномена, совершено различных по своей сущности. Поэтому, говоря о том, что личностные особенности родителей влияют на формирование у ребенка рефлексии определенного уровня, мы всегда будем иметь в виду, что это влияние не носит прямого характера, и, по всей видимости, мы имеем дело со сложным процессом, затрагивающим различные аспекты семейного воспитания и в котором личностные особенности родителей оказывают пусть опосредованное, но очень важное влияние на формирование интересующего нас феномена.

Личностные качества родителей (через семейные отношения), полагаем, детерминируют развитие личности в целом и рефлексии определенного уровня, в частности.

Проведенный теоретический анализ позволил нам обозначить собственную логику рассуждений, на основании которой мы сформулировали основную цель нашего исследования как выяснение взаимосвязи личностных особенностей родителей и уровнем рефлексивности ребенка. Также был сформулирован ряд гипотез, на проверку которых было направлено экспериментальное исследование.

С помощью специально подобранных методик мы получили представление о субъективной оценке испытуемыми личностных особенностей их родителей, а также количественные показатели рефлексивности испытуемых в женской и мужской выборках. Проведенная статистическая обработка позволяет нам говорить о наличии объективной взаимосвязи показателей субъективной оценки определенных личностных характеристик родителей и высокого уровня развития рефлексии ребенка. Так, высокая рефлексивность в мужской выборке коррелирует с такими личностными характеристиками отца (в субъективной оценке испытуемых) как сильный, упрямый, решительный, напряженный; матери — уступчивая, отзывчивая, неискренняя, несамостоятельная. В женской выборке взаимосвязи принципиально иные: у девушек с высокой рефлексивностью отцы отличаются слабостью, уступчивостью, они замкнуты, пассивны, нерешительны; матери слабы, безответственны, замкнуты, зависимы.

Был проведен анализ найденных взаимосвязей с точки зрения функциональной психологии. Соотнеся полученные результаты с поставленными целями и выдвинутыми гипотезами, мы сделали также ряд интересных выводов, которые являются основанием для продолжения разработки поставленной проблемы в рамках диссертационного исследования.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

17.10.2021

День отца впервые отмечают в России


12.10.2021 12:32:00

Открылся телефон бесплатной психологической помощи для родителей


12.10.2021

||| Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века"



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика