Влияние образа родителей на формирование уровня творчества детей
|
В 2004-2005 гг. нами, под руководством В.К. Шабельникова было проведено исследование, относительно зависимости творческих способностей ребенка от образа его родителей.
Теоретическую основу нашего исследования составили концепция Л.С. Выготского и развитый им культурно-исторический подход в психологии. Именно Выготский говорил о семье, как о социальной ситуации развития человека на раннем этапе жизни. Также нас интересовало его учение о психологии искусства. Также опорой нашей работы стала концепция Д.Б. Эльконина о возрастной периодизации онтогенеза. Кроме того, мы опирались на концепцию В.К. Шабельникова о роли психологической структуры семьи в развитии личности ребенка, которая разрабатывается на протяжении последних восьми лет в Институте семьи и воспитания в РАО.
Основной гипотезой нашего исследования являлось то, что уровень творческих способностей ребенка определяется характеристиками его родительской семьи.
Для проверки поставленных гипотез этого года нами было проведено исследование, в котором приняло участие 100 человек.
Мы использовали методики: направленные на выявление образов родителей (дифференциал личностных качеств и часть методики Марковской И.М. «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» «Взаимодействие родителя с ребенком. Подростковый вариант»).
Для измерения уровня творчества детей мы использовали рисунки.
«Мир в будущем», «Номосато», а так же рассказ на тему: «Мой мир». В ходе эксперимента тема рассказа была заменена на «Несуществующий мир», так как в 10 классе именно последняя тема вызывала больше творчества. По окончанию эксперимента рисунки и рассказ оценивались группой экспертов.
По результатам проведенного исследования, мы можем говорить о полном подтверждении выдвигавшихся на разных этапах исследования гипотез. Так же наглядно видно, что образы родителей в группах детей с высоким и низким уровнем творчества значительно различаются, так же они сильно различаются в зависимости от пола родителей. Стоит оговориться, что это именно «образы родителей», то есть, то, какими их видят дети.
Как мы и предполагали, образ родителей связан с уровнем творческих способностей детей.
Что касается мальчиков, то с более высоким уровнем их творческих способностей связан образ сильного, немного отстраненного, необщительного, закрытого, контролирующего, стабильного, но привлекательного отца, а также сильной, любящей, способной к компромиссу, нерешительной, но авторитетной для мальчика матери. Причем, чем выше был показатель необщительности, закрытости и контроля со стороны отца, тем выше уровень творческих способностей ребенка, и наоборот.
Мальчики с низким уровнем творческих способностей обнаруживают рассудительную мать, и общительного, открытого, слабо контролирующего, неавторитетного отца. То есть, мы видим здесь мягкого папу, который возможно воспринимается ребенком как друг, и не очень сильную мать, которая не очень близка ребенку.
У мальчиков с высоким уровнем творческих способностей совершенно иной образ родителей нежели у мальчиков с низким уровнем творческих способностей.
Так же следует обратить внимание на корреляцию, которая не очень значима математически, но на наш взгляд, очень важна. Для мальчиков, с высоким творчеством, отец выглядит привлекательным, авторитетным, и мать авторитетной, а для мальчиков, из группы с низким уровнем творчества, отец выглядит непривлекательным, авторитет же матери в их глазах намного ниже.
У девочек с высоким уровнем творческих способностей отец непривлекателен, зол и спокоен, он строг, но может поддержать, в то время как мать молчалива, требовательна и авторитетна. То есть, мы имеем дело с сильной, не очень близкой матерью и не привлекательным, не очень авторитетным отцом.
Мы можем увидеть, что для отца девочек с высоким уровнем творчества присущи характеристики как сильной личности, так и слабой. При этом мы так же можем видеть, что для девочек с низким уровнем творчества характеристик сильной личности гораздо больше.
У девочек с низким уровнем творчества отец способен компромиссу, привлекателен и в целом его образ намного более позитивен, близок девочке. Мать при этом, гораздо слабее, менее авторитетная.
Что касается девочек без отца, то тут, при высоком уровне творческих способностей, мы имеем дело с безрассудной, неуверенной матерью, а при низком уровне творчества с непривлекательной, напряженной, энергичной и нелюдимой. И тот и другой образы можно оценить как, скорее, негативные. Но, образ матери девочек с низким уровнем творчества выглядит более положительным, чем у девочек с высоким уровнем творческих способностей. То есть, получается, что при отсутствии авторитета матери, девочка активнее начинает творить.
Данные результаты полностью соотносятся с результатами, полученными нами в исследовании 2003-2004 гг.
Мы так же сделали интересное наблюдение того, что в группе детей без отца процентное соотношение уровней творчества выглядит немного иначе, чем в группе детей, выросших в полных семьях. То есть процент высокого и низкого уровня творчества у детей из неполных семей выше, в то время как в группе детей из полных семей больше всего детей со среднем уровнем творческих способностей.
Что касается рассогласования образов родителей, то о полном его наличии мы можем говорить наблюдая лишь за женской выборкой, при том, что корреляция в мужской выборке тоже близка к значимой. То есть, рассогласование образов родителей влечет за собой развитие высокого уровня творческих способностей.
Мы смогли обнаружить значимые корреляции по конкретным параметрам рассогласования, которые оказались различными в разных группах испытуемых. Значимыми оказались такие важные факторы, как удовлетворенность ребенка отношениями с родителем и отсутствие или наличие сотрудничества, что косвенно говорит о принятии или непринятии ребенка родителями.
Для девочек значимо рассогласование между родителями по требовательности и последовательности. Для мальчиков более значимо рассогласование между родителями по параметрам сотрудничества и удовлетворенности отношениями.
При рассмотрении процентного соотношения «творческости» у детей из разных выборок мы можем увидеть, что в нашем исследовании процентное соотношение творческих и нетворческих людей больше различается в группе детей без отца, чем в группе детей с отцом.
Исследование подтвердило наши гипотезы, в том числе и самую главную, что уровень творческих способностей ребенка определяется характеристиками его родительской семьи. При этом мы смогли проследить некоторые закономерности, касательно этих характеристик.
Статьи
- Воображение ребенка: природа и развитие Ч.1
Психологический журнал, 2001, №5. Статья первая - Воображение ребенка: природа и развитие. Ч.2
Психологический журнал, 2001, №6. - Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста средствами речевой выразительности
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Творческие проявления в игре детей раннего возраста.
вопросы психологии, 1993, №2, с. 17