Детская психология
 

Влияние образа родителей на формирование уровня творчества детей

Рубрика:  Дошкольники 
Ключевые слова:  воображение  творчество  семья 
Версия для печати

В 2004-2005 гг. нами, под руководством В.К. Шабельникова было проведено исследование, относительно зависимости творческих способностей ребенка от образа его родителей.

Теоретическую основу нашего исследования составили концепция Л.С. Выготского и развитый им культурно-исторический подход в психологии. Именно Выготский говорил о семье, как о социальной ситуации развития человека на раннем этапе жизни. Также нас интересовало его учение о психологии искусства. Также опорой нашей работы стала концепция Д.Б. Эльконина о возрастной периодизации онтогенеза. Кроме того, мы опирались на концепцию В.К. Шабельникова о роли психологической структуры семьи в развитии личности ребенка, которая разрабатывается на протяжении последних восьми лет в Институте семьи и воспитания в РАО.

Основной гипотезой нашего исследования являлось то, что уровень творческих способностей ребенка определяется характеристиками его родительской семьи.

Для проверки поставленных гипотез этого года нами было проведено исследование, в котором приняло участие 100 человек.

Мы использовали методики: направленные на выявление образов родителей (дифференциал личностных качеств и часть методики Марковской И.М. «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» «Взаимодействие родителя с ребенком. Подростковый вариант»).

Для измерения уровня творчества детей мы использовали рисунки.
«Мир в будущем», «Номосато», а так же рассказ на тему: «Мой мир». В ходе эксперимента тема рассказа была заменена на «Несуществующий мир», так как в 10 классе именно последняя тема вызывала больше творчества. По окончанию эксперимента рисунки и рассказ оценивались группой экспертов.

По результатам проведенного исследования, мы можем говорить о полном подтверждении выдвигавшихся на разных этапах исследования гипотез. Так же наглядно видно, что образы родителей в группах детей с высоким и низким уровнем творчества значительно различаются, так же они сильно различаются в зависимости от пола родителей. Стоит оговориться, что это именно «образы родителей», то есть, то, какими их видят дети.

Как мы и предполагали, образ родителей связан с уровнем творческих способностей детей.

Что касается мальчиков, то с более высоким уровнем их творческих способностей связан образ сильного, немного отстраненного, необщительного, закрытого, контролирующего, стабильного, но привлекательного отца, а также сильной, любящей, способной к компромиссу, нерешительной, но авторитетной для мальчика матери. Причем, чем выше был показатель необщительности, закрытости и контроля со стороны отца, тем выше уровень творческих способностей ребенка, и наоборот.

Мальчики с низким уровнем творческих способностей обнаруживают рассудительную мать, и общительного, открытого, слабо контролирующего, неавторитетного отца. То есть, мы видим здесь мягкого папу, который возможно воспринимается ребенком как друг, и не очень сильную мать, которая не очень близка ребенку.

У мальчиков с высоким уровнем творческих способностей совершенно иной образ родителей нежели у мальчиков с низким уровнем творческих способностей.

Так же следует обратить внимание на корреляцию, которая не очень значима математически, но на наш взгляд, очень важна. Для мальчиков, с высоким творчеством, отец выглядит привлекательным, авторитетным, и мать авторитетной, а для мальчиков, из группы с низким уровнем творчества, отец выглядит непривлекательным, авторитет же матери в их глазах намного ниже.

У девочек с высоким уровнем творческих способностей отец непривлекателен, зол и спокоен, он строг, но может поддержать, в то время как мать молчалива, требовательна и авторитетна. То есть, мы имеем дело с сильной, не очень близкой матерью и не привлекательным, не очень авторитетным отцом.

Мы можем увидеть, что для отца девочек с высоким уровнем творчества присущи характеристики как сильной личности, так и слабой. При этом мы так же можем видеть, что для девочек с низким уровнем творчества характеристик сильной личности гораздо больше.

У девочек с низким уровнем творчества отец способен компромиссу, привлекателен и в целом его образ намного более позитивен, близок девочке. Мать при этом, гораздо слабее, менее авторитетная.

Что касается девочек без отца, то тут, при высоком уровне творческих способностей, мы имеем дело с безрассудной, неуверенной матерью, а при низком уровне творчества с непривлекательной, напряженной, энергичной и нелюдимой. И тот и другой образы можно оценить как, скорее, негативные. Но, образ матери девочек с низким уровнем творчества выглядит более положительным, чем у девочек с высоким уровнем творческих способностей. То есть, получается, что при отсутствии авторитета матери, девочка активнее начинает творить.

Данные результаты полностью соотносятся с результатами, полученными нами в исследовании 2003-2004 гг.

Мы так же сделали интересное наблюдение того, что в группе детей без отца процентное соотношение уровней творчества выглядит немного иначе, чем в группе детей, выросших в полных семьях. То есть процент высокого и низкого уровня творчества у детей из неполных семей выше, в то время как в группе детей из полных семей больше всего детей со среднем уровнем творческих способностей.

Что касается рассогласования образов родителей, то о полном его наличии мы можем говорить наблюдая лишь за женской выборкой, при том, что корреляция в мужской выборке тоже близка к значимой. То есть, рассогласование образов родителей влечет за собой развитие высокого уровня творческих способностей.

Мы смогли обнаружить значимые корреляции по конкретным параметрам рассогласования, которые оказались различными в разных группах испытуемых. Значимыми оказались такие важные факторы, как удовлетворенность ребенка отношениями с родителем и отсутствие или наличие сотрудничества, что косвенно говорит о принятии или непринятии ребенка родителями.

Для девочек значимо рассогласование между родителями по требовательности и последовательности. Для мальчиков более значимо рассогласование между родителями по параметрам сотрудничества и удовлетворенности отношениями.

При рассмотрении процентного соотношения «творческости» у детей из разных выборок мы можем увидеть, что в нашем исследовании процентное соотношение творческих и нетворческих людей больше различается в группе детей без отца, чем в группе детей с отцом.

Исследование подтвердило наши гипотезы, в том числе и самую главную, что уровень творческих способностей ребенка определяется характеристиками его родительской семьи. При этом мы смогли проследить некоторые закономерности, касательно этих характеристик.

Новости психологии

24.07.2020

Что почитать на выходных?


23.07.2020

Исследования магистрантов МГППУ помогают работе психологических служб различных учреждений


08.07.2020 17:26:00

Новые произведения сайте ЭПБ МГППУ



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика