Психологический микроклимат в семье и особенности родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями

Версия для печати
Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка [1]. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.
Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является огромной трагедией. Семаго [2] выделил следующие особенности семей, имеющих детей с патологией:
  • Нарушается взаимодействие с социумом (родные, знакомые, врачи, педагоги и др. специалисты). При этом наблюдается замыкание в своей семье, неадекватна реакция на врачебные и педагогические рекомендации, конфронтация с детскими дошкольными учреждениям и в дальнейшем со школой.
  • Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские. Как правило, в этом случае позиция отце меняется сильнее. Отцы болезненнее переживают, что его ребенок болен и что он, как и другие, здоровые члены семьи, находится в ситуации «заброшенного». В крайних случаях это приводит к распаду семьи.
  • Возможно нарушение репродуктивного поведения, характерного для данного типа семьи. В случае небольшого риска рождения ребенка с той же патологией супруги принимают решение не иметь больше детей. И наоборот, часто бывает, что даже, если риск рождения аномального ребенка очень велик, супруги очень сильно желают иметь последующих детей.
  • Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка. Необратимость диагноза и вытекающих из него последствий признается не всеми родителями и не сразу. На словах, соглашаясь с врачами и специалистами, родители тратят огромные силы и средства на «хождение по кругу специалистов» надеясь, что диагноз не подтвердиться. Не иссякает надежда и на чудодейственные лекарства, возможности лечения, которые помогут изменить состояние ребенка.
Длительный стресс приводит к появлению повышенной раздражительности, взаимным упрекам, ухудшению супружеских отношений в целом. Многообразие реакций родителей на появление ребенка с патологией, по мнению многих исследователей, можно условно разделить на 4 основных этапа:
  1. Состояние шока, растерянности, иногда страха.
  2. Негативизм, отрицание поставленного диагноза.
  3. Принятие диагноза и связанная с этим депрессия.
  4. Самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалистам.
«Образ ребенка», и связанная с этим степень несоответствия ему конкретных детей во многом определяется общими ценностями и установками общества. В частности, современная культура очень сильно ориентирована на социальные достижения, большую степень включенности человека в социальные контакты, его интеллектуальные достижения. Подобные социокультурные традиции и общественные ценности способствуют тому, что психическое нарушение ребенка является сильнейшей психологической травмой для родителей. Усугубляет положение семьи и зачастую негативное отношение общества к психически неполноценным людям [3]. В иерархии различных видов патологии психические нарушения стоят очень низко. К переживаниям, связанным с состоянием ребенка, у многих родителей добавляется чувство вины, стыда, смущения за ребенка, родители предпочитают не афишировать, чем он болен.Понимание родителями ребенка невозможно без осознания родителями специфики заболевания и адекватного отношения родителей к здоровью ребенка и его заболеванию. Современные исследования проблемы восприятия болезни, как самим заболевшим, так и его ближайшим окружением, касаются чаще всего, соматической патологии. В них подчеркивается часто встречающееся несоответствие субъективного восприятия болезни его объективной картине, что может негативно отразиться на процессе лечения и реабилитации больного. Взаимопонимание в вопросе отношения к болезни ребенка между родителями и специалистами — врачами, психологами, дефектологами является условием успешного лечения, обучения, социальной адаптации ребенка и подготовкой его к взрослой жизни.На основании вышеизложенного мы считаем актуальным более подробное, детальное изучения родительского отношения к ребенку с психической патологией, не сводя его только к зависимости от личностных особенностей родителей, а изучая ее через систему межличностных отношений в семье в целом.Предметом нашего исследования стало родительское отношение, понимаемое как система или совокупность установок или позиций по отношению к ребенку, восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним [4]. Цель — выявление особенностей родительского отношения в семьях, имеющих детей с психическими нарушениями в сравнении с семьями, где дети психически здоровы.В исследовании приняло участие 140 семей, из них в 70 семьях дети были психически здоровы (контрольная группа), а в 70 — имели психическую патологию (экспериментальная группа). Возраст детей — 6-10 лет. Дети страдали такими психическими нарушениями, как умственная отсталость, эпилепсия, психофизический инфантилизм, органическое поражение центральной нервной системы различной этиологии. Число родителей в экспериментальной группе составило 125 человек (из них 68 матерей и 57 отцов), а в контрольной — 126 человек (из них матерей — 70, отцов — 56 человек). Обследование проводилось на базе государственного учреждения «Алматинская областная психолого-медико-педагогической консультация № 1», вспомогательных школ г. Алматы и Алматинской области, общеобразовательных школ № 2,4 и детских садов г. Алматы. Использовались методики: «Портрет ребенка» (сочинение), «Тест родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин), «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд, И.И. Лунин), «События будущего» (модифицированный вариант методики А.А. Кроника), «Диагностика отношения к болезни ребенка» (В.Е. Коган), позволяющие оценить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты родительского отношения.Были выявлены следующие особенности родительского отношения в семьях, имеющих психически больных и здоровых детей.
  • Эмоциональный компонент родительского отношения. Родители, имеющие ребенка с психической патологией, характеризовались тенденцией к эмоциональному отвержению или амбивалентному отношению к ребенку по сравнению с родителями, воспитывающими здоровых детей. Они реже, чем родители здоровых детей, идентифицировали себя с ребенком. Были выявлены различия в эмоциональном отношении к ребенку на осознаваемом и неосознаваемом уровнях в группе родителей, имеющих психически больных детей.
  • Когнитивный компонент родительского отношения. Родители, имеющие детей с психической патологией, склонны к более щадящей, односторонней оценке (положительной или отрицательной), не соответствующей реальности, тогда как родители здоровых детей — к более критической или объективной оценке своего ребенка. Наиболее значимым является представление о здоровье ребенка. Представления и знания родителей о болезни не соответствует объективному состоянию здоровья (гипер- или гипонозогнозия).
  • Поведенческий компонент родительского отношения. Родители, имеющие ребенка с психической патологией, чаще, чем родители здоровых детей, склонны вести себя по отношению к нему как к «маленькому неудачнику», то есть инфантилизируя и инвалидизируя его. Выявлена тенденция к ограничению ребенка от общения и контактов вне семьи. Обращает на себя внимание факт, что родитель, имеющий здорового ребенка, в случае проблем со здоровьем стремится к сотрудническим отношениям с ребенком. Родитель больного ребенка, напротив, становится более авторитарным и менее готов к сотрудничеству и кооперации с ним.
  • Будущее ребенка с психическими нарушениями представляется родителям очень ограниченным. Представления о перспективах и возможностях развития ребенка, так же как и представления о здоровье ребенка вызывают у них негативные переживания, в то время как родители здоровых детей более уверенно смотрят в будущее. Родительское отношение в семьях, имеющих детей с патологией психики, характеризуется сужением временной перспективы и обеднением представлений о будущем ребенка. Возможности ребенка связываются, прежде всего, с его самочувствием.
Таким образом, родитель создает «инвалидизированный» сценарий жизни ребенка. Первичный, органический дефект ребенка усугубляется вторичным, социальным, когда родители неосознанно создают «неудачную», «инвалидизированную» программу (сценарий) развития ребенка. Психологическая защита в форме вытеснения неприятных переживаний приводит к тому, что родитель больше живет сегодняшним днем, насущными проблемами, стараясь меньше думать о том, что будет завтра.По мнению многих исследователей [5], функционирование семьи, имеющей членов семьи с психической патологией, может пойти в двух направлениях:
  • «Конструктивном», когда сохраняется стабильность и семья выполняет новые для себя функции психологической коррекции индивида и опеки над ним.
  • «Деструктивном», когда стабильность семьи снижается, она оказывается не в состоянии корректировать свое воздействие на индивида с психическими расстройствами.
Мы считаем, что коррекционно-психологическая работа с родителями, имеющими психически больного ребенка, должна быть направлена на формирование адекватного родительского отношения как на эмоциональном, когнитивном, так и на поведенческом уровнях. Под адекватным родительским отношением мы понимаем такое отношение, когда принимается ребенок и принимается нарушение его психики. При таком отношении родители видят в своем ребенке, прежде всего, маленького человека, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а потом уже психически неполноценного с присущим ему своеобразием. Эта позиция является необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Принятие имеющегося дефекта означает способность родителей примириться с фактом его наличия у ребенка. Эти выводы легли в основу разработанной нами коррекционной программы.ЛИТЕРАТУРА
      1. Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. — Москва-Обнинск. ИГ-СОЦИН, 2004. 294 с.
      2. Семья в психологической консультации / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М.: Педагогика, 1989 207 с.
      3. Семаго М.М. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием // Школа здоровья. 1996. № 3. С. 41-54.
      4. Вуллис Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью. — М.: Нолидж, 1998. 192 с.
      5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. 652 с.
Смотрите также:

Статьи