Психологический микроклимат в семье и особенности родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями
|
Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка [1]. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.
Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является огромной трагедией. Семаго [2] выделил следующие особенности семей, имеющих детей с патологией:
Рождение ребенка с нарушением для большинства семей является огромной трагедией. Семаго [2] выделил следующие особенности семей, имеющих детей с патологией:
- Нарушается взаимодействие с социумом (родные, знакомые, врачи, педагоги и др. специалисты). При этом наблюдается замыкание в своей семье, неадекватна реакция на врачебные и педагогические рекомендации, конфронтация с детскими дошкольными учреждениям и в дальнейшем со школой.
- Нарушаются внутрисемейные отношения, в особенности супружеские. Как правило, в этом случае позиция отце меняется сильнее. Отцы болезненнее переживают, что его ребенок болен и что он, как и другие, здоровые члены семьи, находится в ситуации «заброшенного». В крайних случаях это приводит к распаду семьи.
- Возможно нарушение репродуктивного поведения, характерного для данного типа семьи. В случае небольшого риска рождения ребенка с той же патологией супруги принимают решение не иметь больше детей. И наоборот, часто бывает, что даже, если риск рождения аномального ребенка очень велик, супруги очень сильно желают иметь последующих детей.
- Складываются неверные представления о лечении и воспитании ребенка. Необратимость диагноза и вытекающих из него последствий признается не всеми родителями и не сразу. На словах, соглашаясь с врачами и специалистами, родители тратят огромные силы и средства на «хождение по кругу специалистов» надеясь, что диагноз не подтвердиться. Не иссякает надежда и на чудодейственные лекарства, возможности лечения, которые помогут изменить состояние ребенка.
- Состояние шока, растерянности, иногда страха.
- Негативизм, отрицание поставленного диагноза.
- Принятие диагноза и связанная с этим депрессия.
- Самостоятельное, сознательное обращение родителей к специалистам.
- Эмоциональный компонент родительского отношения. Родители, имеющие ребенка с психической патологией, характеризовались тенденцией к эмоциональному отвержению или амбивалентному отношению к ребенку по сравнению с родителями, воспитывающими здоровых детей. Они реже, чем родители здоровых детей, идентифицировали себя с ребенком. Были выявлены различия в эмоциональном отношении к ребенку на осознаваемом и неосознаваемом уровнях в группе родителей, имеющих психически больных детей.
- Когнитивный компонент родительского отношения. Родители, имеющие детей с психической патологией, склонны к более щадящей, односторонней оценке (положительной или отрицательной), не соответствующей реальности, тогда как родители здоровых детей — к более критической или объективной оценке своего ребенка. Наиболее значимым является представление о здоровье ребенка. Представления и знания родителей о болезни не соответствует объективному состоянию здоровья (гипер- или гипонозогнозия).
- Поведенческий компонент родительского отношения. Родители, имеющие ребенка с психической патологией, чаще, чем родители здоровых детей, склонны вести себя по отношению к нему как к «маленькому неудачнику», то есть инфантилизируя и инвалидизируя его. Выявлена тенденция к ограничению ребенка от общения и контактов вне семьи. Обращает на себя внимание факт, что родитель, имеющий здорового ребенка, в случае проблем со здоровьем стремится к сотрудническим отношениям с ребенком. Родитель больного ребенка, напротив, становится более авторитарным и менее готов к сотрудничеству и кооперации с ним.
- Будущее ребенка с психическими нарушениями представляется родителям очень ограниченным. Представления о перспективах и возможностях развития ребенка, так же как и представления о здоровье ребенка вызывают у них негативные переживания, в то время как родители здоровых детей более уверенно смотрят в будущее. Родительское отношение в семьях, имеющих детей с патологией психики, характеризуется сужением временной перспективы и обеднением представлений о будущем ребенка. Возможности ребенка связываются, прежде всего, с его самочувствием.
- «Конструктивном», когда сохраняется стабильность и семья выполняет новые для себя функции психологической коррекции индивида и опеки над ним.
- «Деструктивном», когда стабильность семьи снижается, она оказывается не в состоянии корректировать свое воздействие на индивида с психическими расстройствами.
- Лидерc А.Г. Семья как психологическая система. Очерки психологии семьи. — Москва-Обнинск. ИГ-СОЦИН, 2004. 294 с.
- Семья в психологической консультации / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. — М.: Педагогика, 1989 207 с.
- Семаго М.М. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием // Школа здоровья. 1996. № 3. С. 41-54.
- Вуллис Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью. — М.: Нолидж, 1998. 192 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. 652 с.
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев групп риска
Вопросы психологии, 1998, №2. Стр.18 - Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения
Вопросы психологии, 1999 г. - Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку
Психологический Институт РАО, Москва - Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии
Вопросы психологии, 2002, №6, стр. 15-23