Детская психология
 

Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку

Автор: Быкова М.В. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати
Статья посвящена изучению структуры и динамики родительского отношения. Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой — является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало). Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр. Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского отношения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания. Эмпирически нами было выделено 8 стилей: строгий, объясняющий, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, ситуативный, зависимый. Гипотеза исследования состоит в том, что структура родительского отношения содержит в себе два взаимодополняющих начала: личностное и предметное, характер которых изменяется с возрастом ребенка. На основе предложенной гипотезы была разработана методика изучения родительского отношения. Результаты исследования показали, что характер родительского отношения изменяется: преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного, родительское отношение определяет стиль воспитания ребенка и его оценку родителем.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»


10.12.2021

Скиллы будущего: БФ «Система» рассказал об изменениях на рынке образования



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика