Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку
|
Статья посвящена изучению структуры и динамики родительского отношения. Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой — является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало). Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр. Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского отношения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания. Эмпирически нами было выделено 8 стилей: строгий, объясняющий, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, ситуативный, зависимый.
Гипотеза исследования состоит в том, что структура родительского отношения содержит в себе два взаимодополняющих начала: личностное и предметное, характер которых изменяется с возрастом ребенка. На основе предложенной гипотезы была разработана методика изучения родительского отношения. Результаты исследования показали, что характер родительского отношения изменяется: преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного, родительское отношение определяет стиль воспитания ребенка и его оценку родителем.
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.
журнал "Психологическая диагностика" 2005, № 4, Стр. 70 - 103 - Как они играют?! Диагностика родительско-детских отношений в сюжетно-ролевой игре
"Дошкольное воспитание", 2005, №4, Стр.94-97 - Динамика родительских установок по мере взросления ребенка
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Метод диагностики родительского отношения
- Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения
Вопросы психологии, 1999 г. - Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку
Психологический Институт РАО, Москва