Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку

Автор: Быкова М.В. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати
Статья посвящена изучению структуры и динамики родительского отношения. Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой — является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало). Личностное начало проявляется в безоценочном отношении к ребенку, родительской эмпатии, отсутствии конкретных ожиданий и требований к ребенку, гибкости родительской позиции и пр. Предметное начало проявляется в наличии у родителя внешней оценочной позиции ребенка, наличии родительских установок, ценностей, системы требований и ожиданий по отношению к нему, а также в характере стратегии поведения родителя, направленной на воспитание определенных способностей, свойств характера. Эти два начала не являются разными типами или формами отношений, они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению, различие которых сводится к относительному преобладанию или содержательному наполнению каждого из них. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского отношения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания. Эмпирически нами было выделено 8 стилей: строгий, объясняющий, автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, ситуативный, зависимый. Гипотеза исследования состоит в том, что структура родительского отношения содержит в себе два взаимодополняющих начала: личностное и предметное, характер которых изменяется с возрастом ребенка. На основе предложенной гипотезы была разработана методика изучения родительского отношения. Результаты исследования показали, что характер родительского отношения изменяется: преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного, родительское отношение определяет стиль воспитания ребенка и его оценку родителем.
Смотрите также:

Статьи