Метод диагностики родительского отношения

Тип: статья
Версия для печати

Влияние семьи и семейного воспитания на психологические особенности ребёнка и становление его личности многократно показано и доказано.  В последнее время, в связи с кардинальными социо - культурными и нравственно-психологическими трансформациями, которые происходят в современной российской семье, проблема детско-родительских отношений становится всё более актуальной для социально-психологических исследований.  Однако для таких исследований необходим адекватный метод анализа и оценки родительского отношения к ребёнку.

Среди используемых методов диагностики родительского отношения  в настоящее время преобладают либо клинические методики (АСВ Э.Г.Эйдемиллера), либо  западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки (PARY Е.Shaefer, FAST T.Gehring и др.). Последние десять лет наиболее известным и используемым методом диагностики родительской позиции  по отношению к конкретному ребенку является опросник, разработанный в 1986 году А.Я.Варга совместно с В.В.Столиным (ОРО). При всей своей популярности данный опросник имеет ряд существенных недостатков: нечетко дифференцированы и научно обоснованы выделенные авторами пять шкал РО (социальная желательность, отвержение, маленький неудачник, симбиоз и ). Некоторые формулировки вопросов располагают родителя к выбору социально желательных ответов (например, «Я уважаю своего ребенка», «Я принимаю участие в своем ребенке») и к игнорированию социально неприемлемых  вариантов ответов (например, «Мой ребенок совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят»). Также необходимо отметить, что этот метод имеет в своей основе динамическую двухфакторную модель РО, предложенную E.S.Schaefer, R.A.Bell (1969), где  основными факторами являются  эмоциональный (любовь-ненависть или принятие-непринятие) и поведенческий (автономия-контроль).  Сочетание этих факторов, на наш взгляд, не отражает специфики и сложности родительского отношения, а термин «принятие», традиционно используемый для описания РО, явно недостаточен для характеристики  глубины и напряженности родительской любви. Следует отметить, что качество родительского отношения, в настоящее время  описывается преимущественно политической, а не психологической терминологией (авторитаризм, либерализм, демократия и т.п.). Эта особенность терминологии на наш взгляд отражает недостаточную проработанность понятийного аппарата, что совершенно необходимо для научной обоснованности исследовательских методов.

В этой связи возникает острая необходимость разработки нового метода выявления качества родительского отношения, построенного на чётких научных основаниях и учитывающего сложность и многогранность этой реальности. Решению данной задачи посвящена настоящая работа.

Теоретические основания  метода и структурные составляющие родительского отношения

  Для решения этой задачи прежде всего необходимо выделить понятия, описывающие  специфику родительского отношения.

Поскольку отношение родителя к ребенку является вариантом межличностных отношений, мы исходили из того, что теоретическая основа для описания и анализа РО должна строиться на базе общей концепции межличностных отношений. Наиболее продуктивным представляется подход, согласно которому межличностные отношениям основаны на двух противоположных началах (полюсах): персонификации и  овеществлении, стремлении к слитости, единению, родству и стремлении к индивидуации, «самости», отдельности. (М. Бубер, М.М. Бахтин, С.Л. Рубинштейн и др) С одной стороны, другой человек принципиально не сводим к каким-то конечным, определенным характеристикам, он причастен к субъекту, слит с ним изнутри; с другой стороны – является самодостаточной личностью, имеющей индивидуальные определённые качества и характеристики. Если второй аспект задает границы себя и другого, порождает обособленность и отдельность, то первый - создает их общность.

Опираясь на эти положения, мы исходили из того, что родительское отношение основаны на двух началах: личностном, в котором ребёнок выступает как самоценная и целостная личность, и предметном, когда ребёнок становится объектом воспитания, оценки, управления. Эти два начала, не являются разными типами или формами отношений. Они образуют два аспекта, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению. Различие конкретных отношений сводится к относительному преобладанию или выраженности  каждого из этих двух моментов.  Единством и противоположностью  этих аспектов определяется сложность и неоднозначность отношений между людьми вообще и родителей с детьми в частности.

Детско-родительские отношения были предметом специального рассмотрения во многих психологических направлениях (психоанализ, школа социального научения, теория привязанности и пр.). В каждой психологической школе родительское отношение (РО) описывается самыми разнообразными понятиями и категориями, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Однако, при всём разнообразии терминов (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т.д.), практически во всех подходах к пониманию и изучению РО  можно усмотреть исходную дихотомию, которая задает двойственность или поляризацию РО. Эта полярность прослеживается в большинстве описаний РО, представленных в классических теориях и может быть сведена к двум позициям:  личностной и предметной. 

Можно полагать, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. Поскольку «предметное» (частичное) и «личностное» (целостное) начала образуют два полюса, между которыми существуют конкретные отношения, их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Конкретные варианты отношения могут определяться относительной выраженностью и содержательным наполнением предметного и личностного начала. 

Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключается в максимальной выраженности и напряженности обоих аспектов.  В силу  изначального единства, глубинной связи родителя и ребенка, родительская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного  отношения. Она порождает устойчивую и безусловную любовь, повышенную чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним, сопереживание и сорадование, которые  вряд ли могут  быть описаны традиционным термином «принятие». Вместе с тем тотальная ответственность за будущее ребенка  порождает требовательность к нему, контроль за его действиями,  оценочную позицию и сравнение его с другими, что превращает ребенка в объект воспитания. Все это предполагает реализацию более или менее жесткой воспитательной стратегии, включающей определенную направленность родительских воздействий  на будущее, на формирование определенных качеств, ценных с точки зрения родителя, объективную (а порой необъективную) оценку действий и состояний ребенка и т.д. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь к ребёнку, которая определяет целостное отношение к нему как к уникальной личности: доверие, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие, не зависящее от его успехов и достижений.  С другой стороны,  родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.  И то и другое выражено максимально ярко, что порождает внутреннюю напряжённость родительской позиции.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции.

Предварительные исследования показали, что  личностное и предметное начало неизбежно присущи каждому типу родительского отношения. В этой связи мы полагаем, что их можно рассматривать как структурные составляющие родительского отношения. Вместе с тем относительная выраженностью предметного и личностного начала (т.е. какое из них доминирует) и их содержательное наполнение (как именно родитель выражает свою любовь и что мать или отец требуют от своего ребёнка)  в каждом конкретном случае имеют свою специфику. Именно этими характеристиками и  определяются конкретные варианты родительского отношения.

Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.

Характер родительского отношения, который определяется преобладанием предметного или личностного начала, определяет стиль  воспитания. Под стилем родительского воспитания мы понимаем не  определенную устойчивую стратегию воспитания (авторитарную или демократическую),  а  сочетание различных  вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей разных возрастных или социально-демографических групп.

Описание метода

На основе данных положений была разработан метод диагностики отношения родителя к своему ребёнку, позволяющий выявить степень выраженности предметного и личностного начала, их содержательное наполнение и особенности стиля воспитания ребенка. Метод представляет собой  открытый опросник, созданный по типу  проективной методики «незаконченные предложения».

Анкета включает два блоков вопросов. В первом блоке содержатся вопросы, направленные на  определение относительной выраженности личностного и предметного начала родительского отношения. Мы исходили из того, что личностное отношение к ребенку проявляется  в таких вариантах ответов, которые отражают:

  • целостное, безоценочное отношение к ребенку
  • ориентацию родителя на состояние своего ребенка  его психологический комфорт в конкретной ситуации.
  • сопереживание и сорадование  своему ребенку
  • гибкость и лабильность родительской позиции
  • открытость родителя по отношению к специфической детской субкультуре.

Предметное отношение направлено на формирование определенных и наиболее ценных для родителя качеств ребенка.  Оно  предполагает:

  • определенные требования к ребенку,
  • конкретные представления и ожидания родителя относительно того, каким он должен быть.
  • внешнюю оценочную позицию родителя по отношению к ребенку, ориентацию на «должное» или на среднестатистическую норму в развитии  исследуемых качеств ребенка
  • достаточно жесткую позицию родителя, направленную на воспитание ценных с точки зрения родителя качеств ребенка.

В результате предварительных опросов родителей и содержательного анализа их ответов были выделены шесть блоков качеств, которые для современных родителей представляют наибольшую ценность. Среди них:

  • общение и коммуникативные навыки (умение постоять за себя, лидерские качества, общительность, популярность в группе сверстников и пр.);
  • морально-нравственные качества (доброта, отзывчивость, честность, порядочность и т.п.);
  • интеллект и умственное развитие ребенка (сообразительность, любовь к знаниям, образованность, владение информационными технологиями, умственные способности);
  • волевые качества (настойчивость, самостоятельность, целеустремлённость, способность добиваться своего, сила воли и пр.); 
  • произвольность (дисциплинированность, организованность, трудолюбие, соблюдение норм и правил поведения, послушание и т.п.);
  • физическое здоровье.

Безусловно, перечисленные качества не исчерпывают всей картины родительских ожиданий и ценностей, но они охватывают главные и основные установки современных родителей. Поэтому при оценке содержания предметного отношения мы  учитывали прежде всего эти качества.

Для выявления степени выраженности и содержательных характеристик предметного и личностного отношения были составлены вопросы, касающиеся ценностных установок родителей, например: 

  • «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего?»,
  •  «Главная задача родителей состоит в том, чтобы…»
  • «Вам хотелось бы, чтобы Ваш ребёнок стал более …».

 Данные аспекты отношений выявлялись также в вопросах, связанных с переживаниями родителя в связи с различными качествами и состояниями ребенка, например:

  • «Больше всего меня огорчает, когда мой ребенок…»,
  • «Я больше всего радуюсь, когда мой ребенок:...».
  • «Вы гордитесь своим ребёнком, когда он (она)…»

Родителям была предоставлена возможность вписать любой ответ, продолжая эти предложения.

В зависимости от содержания, каждый  ответ квалифицировался как выражение либо предметного, либо личностного отношения к ребёнку. 

Показателями предметного отношения служат ответы, в которых родители отмечают определенные качества ребенка, которые они хотят  видеть в нем, которые огорчают или радуют их.  Личностное отношение выражается в ответах, характеризующих  целостное, отношение к ребенку, ориентацию на его психологический комфорт, признание его индивидуальности и др.

 Приведем примеры нескольких вопросов и соответствующие им ответы, характеризующие выраженность предметного или личностного начал в родительском отношении.

 

Вопросы

Личностное отношение

Предметное отношение

Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка прежде всего?

Чтобы он был самим собой; счастливым,  состоявшимся, личностью;  веселым,

таким, какой он есть.

Умным, правдивым, коммуникабельным, здоровым,  послушным,  настойчивым

В Вашем ребенке Вы больше всего цените

То, что мы встретились, то, что мы вместе; характер, индивидуальность, душевность

Ум, упорство,  честность,

порядочность, организован-

ность, воспитанность

Больше всего Вас огорчает, когда  Ваш ребенок

Плачет, замкнут, расстроен, переживает,  «далеко» от меня; мой ребенок в основном радует меня

Капризничает, неаккуратен, не слушается, пассивен,    хамит, обманывает,  обижает, дерется 

  В этом блоке  предложено 10 вопросов.  Все ответы  оцениваются с точки зрения их соответствия предметному или личностному типу отношения. Процентное распределение ответов по этим двум категориям даёт количественную характеристику выраженности предметного или личностного начала в конкретном родительском отношении. Предметное отношение анализируется как в целом (по сумме ответов, отражающих этот тип отношения), так и по выраженности его отдельных  качеств, составляющих требования или ценности родителя. Подсчитывается, как часто в своих ответах родитель отмечает каждый из приведённых выше шести видов качеств. В том случае, если родитель перечисляет несколько различных ответов на один вопрос, каждый ответ подвергается контент-анализу,  и общее число ответов (т.е. 100%) соответственно увеличивается.  Приведём пример такого «комплексного» ответа.

Вопрос: « Свою родительскую задачу Вы видите в том, чтобы…»

Ответ: «Дать ребёнку хорошее образование, любовь, воспитать достойного, порядочного человека». 

Данный ответ включает  три позиции, одна из которых («любовь») отражает личностное отношение, а две других – предметное.  При чём «хорошее образование» отражает ценность умственного развития, а «воспитание порядочного человека» - ценность моральных качеств.  Суммирование этих позиций с данными других ответов и вычисление процентного соотношения позволяет получить  данные  об относительной выраженности предметного и личностного начала и выяснить качественный характер ( или состав) родительских ценностей.

Второй блок  анкеты составили вопросы, направленные на выявление стиля воспитания ребенка. Под стилем мы понимали определенное сочетание вариантов поведения родителя с ребенком. Мы предположили, что наиболее предпочтительный и естественный для родителя вариант поведения ярче всего будет проявляться в острых, конфликтных ситуациях. На основании анализа литературных источников,  опросов, бесед и тренингов с родителями мы попытались выявить как сами конфликтные ситуации, характерные для детей разных возрастов, так и типичные способы поведения родителей в них.

Были условно выделены семь вариантов родительского поведения (стиля). 

  1. Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свое мнение, систему требований и готовые решения ребенку. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, неспособным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю,  неоднократно описанному в мировой психологической литературе.
  2. Объяснительный –родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен  уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения
  3. Автономный – родитель позволяет ребенку  самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное  ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать все на собственном опыте.
  4. Компромиссный – для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия,  либо предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабостях и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
  5. Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации,   реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах,  проблемах и  конфликтах,  стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.
  6. Потакающий – полная ориентация на потребности и интересы   ребенка, которые ставятся  выше родительских, а порой и  выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему,  для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.
  7. Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов:  состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент,   своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся.

В предлагаемой анкете мы попытались поместить родителя в знакомую проблемную ситуацию и  предложить ему описать  вариант выхода из нее. Выбор конкретного варианта являлся основанием для отнесения каждого ответа к определенному стилю. Однако, характеризуя стиль воспитания  в целом можно говорить лишь об относительной выраженности (т.е. преобладании) того или иного  варианта как у конкретного родителя, так и у группы родителей в целом. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания ( в индивидуальном случае или для родителей определенной группы детей).

Всего в анкете предлагается 12 проблемных ситуаций, и  в каждой ситуации родитель  описывает свою версию ответа.

Приведем примеры двух проблемных ситуаций и соответствующие ей варианты ответов:

Стили родительского

 поведения

Что Вы будете делать, если  ребенок отказывается выполнить   Вашу просьбу, требование?

Что Вы предпримите, если узнаете, что Ваш ребенок взял чужую вещь (игрушку) без    спроса?

Строгий

Накажу,    заставлю

Накажу,  отругаю

Объяснительный

Объясню причины, почему это надо сделать

Объясню, что так нельзя, нехорошо

Автономный

Ничего

Сам отдаст и извинится.

Сам разберется

Компромиссный

В другой раз тоже откажу ему; лишу чего-либо

Отдам  (предложу взять) его вещь

Содействующий

Буду искать причину, сделаем вместе

Поговорим,  найдем способ отдать и извиниться

Ситуативный

Смотря в какой ситуации

Оценю ситуацию, по- разному.

Потакающий

Сделаю сам (а)

Отдам сам(а), извинюсь

 

При ответе на вопросы анкеты родитель осуществляет выбор своей стратегии поведения. Этот выбор на основании контент-анализа соотносится с одним из семи выделенных стилей. Каждый вариант стиля «набирает» определённый процент (где  за 100%  принимается  12 возможных ответов)).

Данный процент является количественным показателем выраженности того или иного стиля в данном случае. Этот метод  позволяет выявить особенности поведения конкретного родителя с ребенком и построить своеобразный индивидуальный профиль родительского поведения, характеризующий его стиль воспитания.

При сравнении РО в разных группах (возрастных, демографических, социальных и пр.) сопоставление показателей может осуществляться по двум линиям:

  • во-первых, сопоставляются показатели каждого  стиля в разных группах, что позволяло выявить общую картину частоты использования конкретного стиля
  • во-вторых, сравниваются  показатели разных воспитательных стилей внутри каждой группы, что позволяло зафиксировать преобладающие стратегии, характерные для родителей детей разных групп (например, так называемый «профиль возраста»).

Таким образом, предлагаемая анкета включает 22 содержательных вопроса по типу незаконченных предложений, 10 из которых направлены на определение выраженности предметного и личностного начала и 12 на определение стиля воспитания. Контент-анализ родительских ответов на эти вопросы позволяет получить три ряда данных:

  • Соотношение личностного и предметного начала
  • Содержание  родительских ценностей и ожиданий
  • Преобладание тех или иных стилей воспитания (профиль).

 Кроме того, анкета содержит несколько вопросов социально-демографического характера, выясняющие семейное положение, состав семьи, образование, возраст и пол родителей и детей.

Метод может быть использован для определения родителей детей разных групп и возрастов. Характер конкретных проблемных ситуаций варьируется в зависимости от возраста детей. В настоящее время разработаны анкеты для родителей детей младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. В приложении представлена анкета для родителей дошкольников.  

Апробация метода и её результаты.

Описанный метод был использован в экспериментальном исследовании, где выяснялась специфика РО у родителей детей разных возрастных групп (от 2 до 15 лет). Всего в исследовании приняло участие более 500 родителей.  

Коротко остановимся на результатах этой работы.

  1. Соотношение личностного и предметного начала.

    Сравнительный анализ в разных группах родителей показал, что  во всех возрастах, у всех родителей в их отношении к ребенку присутствуют как  предметное, так и личностное начало. Наличие обоих начал подтверждает предположение о том, что эти аспекты являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения. Корреляционный анализ   показал, что предметное и личностное начала находятся в обратной зависимости друг от друга (коэффициент корреляции -0,92, р<0,01), т.е. усиление одной составляющей ведёт к  ослаблению другой. Преобладание того или иного начала определяет общую модальность родительского отношения.   Выраженность предметного начала во всех возрастных группах превышает значения личностного. В целом в отношении к ребенку у современных родителей преобладает оценочная позиция с ориентацией на конкретные качества ребенка, которые они хотели бы видеть в нем.

    Степень  выраженности предметного и личностного начал значительно варьируется как внутри каждой возрастной группы, так и между ними, изменяясь от одного возраста к другому.   Личностное начало в отношении к ребенку имеет не однонаправленную линейную динамику, а сложный, «волнообразный» путь развития. Наиболее выраженным оно является в родительском отношении к детям дошкольного и подросткового возраста.  Самое низкое  его значение (и соответсвенно самые высокие показатели предметного начала)  - в группе родителей  детей  младшего  школьного возраста.
  2. Содержание родительских ценностей и ожиданий (предметного начала)

    Наиболее выражена во всех группах ценность интеллектуального развития ребенка, которое большинство родителей отождествляют с «развитием» в целом. Самое высокое значение она  имеет для  родителей дошкольников.  Волевые качества личности наиболее значимы для родителей дошкольников и подростков. Ценность произвольного поведения выходит на первый план для родителей двухлеток (они отмечают ее почти в два раза чаще, чем родители других возрастных групп), также она значима для родителей младших школьников. Формирование моральных качеств личности имеет максимальное значение для родителей младших школьников (здесь оно почти в два раза превосходит выраженность других ценностей).  Общительность ребенка, его положение среди сверстников приобретает значимость только у родителей подростков, в остальных группах она представлена весьма незначительно. И наконец, ценность здоровья  ребенка выражена в меньшей степени, однако достаточно высока в группе родителей двухлетних детей.
  3. Результаты изучения стилей родительского поведения

    Во всех группах наиболее выражены  объяснительный, содействующий и строгий стили поведения.  Чаще всего родители детей всех возрастов используют объяснительный стиль, наибольшее распространение он имеет у родителей младших школьников, которые используют объяснение в качестве главного метода воздействия на ребенка. Интересно, что даже родители двухлетних детей достаточно часто прибегают к объяснительной стратегии. К подростковому возрасту выраженность данного стиля существенно снижается. Родители подростков и дошкольников часто применяют содействующий стиль воспитания.  Наряду с этим достаточно распространен строгий стиль воспитания, он имеет высокие значения во всех возрастах, за исключением дошкольного. Интересно, что родители дошкольников чаще, чем в других группах, прибегают к ситуативной стратегии  поведения. Автономный стиль не имеет выраженных показателей даже в старших возрастных группах. Компромиссный и потакающий стили встречаются значительно реже, их показатели несколько выше в младших возрастных группах.

Интеркорреляционный анализ выявил наличие значимых корреляций между показателями  родительского отношения и стилями поведения родителей. Оказалось, что количество ответов, отражающих представленность личностного начала, имеет высокую положительную корреляционную связь с  ответами, характеризующими содействующий стиль поведения (0,7), и отрицательную  со строгим стилем (-0,8).  Установки родителей на интеллектуальное развитие, напротив,  высоко коррелируют со строгим стилем поведения (0,6). Ценность развития волевых качеств ребенка имеет значимую корреляцию с ситуативным стилем поведения (0,7).

 Факторный анализ данных позволяет выявить содержательную связь родительских ценностей со стилем поведения, т.е. выяснить, как именно родитель достигает тех или иных целей воспитания.  Так, вполне закономерная связь выраженного личностного начала и содействующего стиля воспитания отражает ориентацию родителя на поддержку ребенка, готовность помочь ему в трудных ситуациях. Эту позицию можно выразить следующей формулой: «Я люблю тебя таким, какой ты есть  и помогу тебе во всем» (Личность ребенка/Помощь родителя).  Связь установок на интеллектуальное развитие со строгим стилем поведения свидетельствует о том, что ориентация на умственные достижения ребенка предполагают жесткую, требовательную позицию подчинения, которую можно выразить словами: «Я хочу, чтобы ты вырос умным и  добьюсь этого любой ценой» (Ум ребенка/ Требовательность родителя).  Характерно, что данные позиции родителей антагонистичны,  и образуют биполяный фактор, описывающий 33% суммарной дисперсии.

Другой биполярный фактор (20,1%) включает оппозицию  ценностей развития воли и произвольности (-0,78), что подтверждает  правомерность их разделения и отражает противоположность родительских установок – либо на развитие собственной воли ребенка (его самостоятельности, настойчивости, целеустремленности), либо на развитие произвольности (соблюдения норм и правил, послушания, организованности).   Интересно, что ориентация родителей на развитие воли  коррелирует с выраженностью ситуативного стиля поведения, при котором родитель предпочитает гибкую тактику поведения (0,67). Эту позицию можно обозначить так: «Главное, чтобы ты добивался своего, а я буду действовать в зависимости от обстоятельств» (Воля ребенка/Гибкость родителя).  Установка на развитие произвольности ребенка не имеет  значимых корреляций с каким-либо стилем поведения, но высоко связана с ценностью здоровья (0,78), что образует единый полюс данного фактора, который  выражает стремление родителей к стабильности и порядку. Этот полюс можно обозначить как «Для меня главное, чтобы ты был послушным и здоровым».      

Весьма интересным, и на первый взгляд неожиданным, является высокая положительная корреляция между установкой родителей на воспитание моральных качеств ребенка (честности, доброты, уважения) и объяснительным стилем поведения (0,68). Подобная комбинация, по-видимому, свидетельствует о том, что главным методом формирования  моральных качеств является аппеляция к рассудку ребенка и вербальная формулировка  норм и правил поведения в обществе. Эту стратегию  можно выразить следующим образом: «Я хочу, чтобы ты стал порядочным человеком и объясню, что для этого нужно сделать».  Таковы главные типы родительских позиций, которые наблюдаются в разных возрастных группах.

Данный метод был использован также для изучения особенностей отношения к ребёнку у родителей дошкольников с трудностями в общении и у матерей младших школьников с трудностями у учебной деятельности. Результаты этих работ показали резкое преобладание   предметного начала (по сравнению с данными нормальной выборки) при доминировании объяснительного и строгого стиля воспитания у родителей во всех проблемных группах детей. 

Это может свидетельствовать о содержательной валидности данного метода и о возможностях его широкого использования.

Литература:

  1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс. канд.психол.наук/ МГУ, М.,  1986.
  2. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. № 6. 1994.
  3. Е.О.Смирнова, М.Б.Быкова (Соколова) Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребёнка -  Родители и дети  психология взаимоотношений. М, Когито-Центр, 2003
  4. Вumrind D. Parenting  styles and adolescent development.  In R.M. Lerner, A.C.Petersen, & J.Brooks-Gunn (Eds.), Encyclopedia of adolescence. Vol.2, p.746-758. New York. 1991.
  5. Bentley K.S. & Fox R.A. Mothers and fathers of young children: comparison of parenting styles// Psychological Reports, 1991. V.69, P.320-322.
Смотрите также:

Статьи