Взаимосвязь факторов рассогласования материнских представлений о ребенке с реальными особенностями ребенка и материнским отношением к нему

Автор: Петрова А.А. 
Версия для печати

Одной из важнейших проблем детского развития является непринятие матерью собственного ребенка или условное его принятие. Под принятием А.С. Спиваковская понимает признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей (А.С. Спиваковская, 1986).

Непринятие собственного ребенка может иметь место по многим причинам. Одной из таких причин может быть тяжело протекающая или нежеланная беременность. Другими причинами негативного отношения могут явиться болезнь или увечие ребенка, его непохожесть на других, низкие способности, особенности характера и темперамента. Данные факты натолкнули нас на мысль о том, что неудовлетворенность матери, а следовательно, особенности ее отношения к нему, возможно, обуславливаются степенью соответствия ребенка ее идеальным образам и представлениям.

Гипотеза: Мы предполагаем, что существует взаимосвязь между степенью рассогласования материнских представлений о ребенке с его реальными особенностями характера и ее отношением к нему.

Таким образом, целью данного этапа исследования является фиксация содержания представлений о ребенке, исследование степени их совпадения с реальностью; выявление факта взаимовлияния рассогласования материнских представлений о ребенке с его реальными особенностями характера и ее отношением к нему.

Задачами данного этапа исследования являются:

  1. Разработка диагностического средства для выявления содержания представлений о ребенке.
  2. Исследование степени совпадения идеальных материнских представлений о ребенке с его реальными характерологическими особенностями.
  3. Анализ особенностей материнского отношения к ребенку в ситуациях совпадения и рассогласования идеальных представлений и реальностью.


На данном этапе исследования нас интересовало, существует ли взаимосвязь между фактом рассогласования идеальных материнских представлений с реальностью и ее отношением к ребенку. Для этого нами была разработана методика, направленная на выявление степени расхождения идеальных материнских представлений о ребенке и реальных особенностей ребенка. Исследование проводилось три года на базе средней общеобразовательной школы № 590 в третьих и одиннадцатых классах. В результате мы получили две выборки по 88 человек, отличные по возрасту детей (9-10 лет и 16-17 лет).

За основу нашей методики мы взяли многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (детский и юношеский варианты), стандартизованный на кафедре психологии развития СПбГУ. По аналогии с методикой Дембо-Рубинштейна мы создали шкалы, соответствующие шкалам Кеттелла, крайними показателями которых были полярные значения шкал последнего, например, по шкале G наверху этой линии стояло значение «высокая совестливость», а внизу «недобросовестность». 

Блок Характеристика
Чувствительность1. Способность воспринимать состояние
2. Понимание причин
3. Способность к сопереживанию
Принятие 4. Чувства во взаимодействии
5. Безусловное принятие
6. Отношение к себе как к родителю
7. Преобладающий эмоциональный фон
Взаимодействие 8. Стремление к телесному контакту
9. Оказание эмоциональной поддержки
10. Ориентация на состояние
11. Умение воздействовать на состояние

Они оценивали детей по этим шкалам, в итоге мы получили информацию о том, как женщина воспринимает своего ребенка.

Матери должны были отметить на этой линии точку, соответствующую, по их мнению, особенностям характера их детей. Таким образом, на руках у женщин были бланки с четырнадцатью линиями, соответствующими значениям шкал Кеттелла. Каждая шкала была поделена десять делений, чтобы в дальнейшем мы могли присвоить числовые значения ответам и сравнить их с баллами в стенах, которые получил их дети, отвечавшие параллельно на вопросы опросника Кеттелла.

Профили, полученные по опроснику Кеттелла, мы сравнивали с профилями, соответствующими материнскими представлениями. По каждой шкале мы смогли подсчитать числовую разницу, получить среднюю меру рассогласования идеальных материнских представлений каждой женщины с реальными детскими особенностями характера.

Для выявления особенностей отношения к ребенку мы использовали методику Е.И. Захаровой ОДРЭВ. С ее помощью мы получили количественные значения по трем блокам, выделенным Захаровой Е.И.: чувствительности, эмоциональному принятию и поведенчискими проявлениями.

Следующим нашим шагом была обработка данных в программе SPSS.

Полученные результаты

С помощью описательной статистики мы получили средние по ОД-РЭВ для каждой возрастной группы, а также средние баллы по нашей методике. Таким образом, мы смогли сравнить две выборки.

Таблица 1. Степень рассогласования материнских представлений с реальными детскими особенностями:
 

3 кл11 кл
min1,2 1,3
max4,0 3,5 
ср2,52,4

   
      Таблица 2. Средние значения по ОДРЭВ:

Min 3 кл Min 11 кл Мах 3 клМах 11 клСр 3 кл Ср 11 кл
Чувств-ть  2,92,84,34,73,83,6
Эмоц. принятие  1,93,14,64,8 3,84,0
Поведенч. проявл2,22,44,34,03,43,3

По выборке 3 класса с помощью коррелировки мы обнаружили следующие связи при р = 0,01 между:

  1. Мерой рассогласования представлений матери с реальностью (назовем ее МР) и блоком чувствительности ОДРЭВ (-0,658);
  2. МР и эмоциональным принятием (-0,546);
  3. МР и поведенческими проявлениями отношения (-0,569);
  4. Внутри ОДРЭВ есть высокая мера связи между шкалами этого опросника: между чувствительностью и эмоциональным принятием (0,673), между чувствительностью и поведенческими проявлениями (0,672), между эмоциональным принятием и поведенческими проявлениями (0,643).

По выборке 11 класса получены следующие меры связи при р = 0,01 между:

  1. МР и поведенческими проявлениями отношения (0,329);
  2. Внутри ОДРЭВ есть высокая мера связи между шкалами этого опросника: между эмоциональным принятием и поведенческими проявлениями (0,63).

Выводы

Опираясь на вышеперечисленные результаты, мы пришли к следующим выводам:

  1. Из первой таблицы видно, что матери одиннадцатиклассников в среднем имеют меньшую степень рассогласования идеальных представлений с реальностью, максимальное расхождение у матерей 9 — 10-летних детей — 4 балла, у матерей одиннадцатиклассников — всего лишь 3,5. Из этого можно заключить, что по мере взросления ребенка матери начинают воспринимать своих детей более адекватно.
  2. Вторая таблица демонстрирует нам различия в отношениях матерей к детям разных возрастных групп. Эмоциональное принятие у матерей одиннадцатиклассников в среднем выше, у них нет столь низких показателей, как у матерей детей 9-10 лет. Это может быть вызвано разными причинами: матери взрослых детей, воспринимая и оценивая их более адекватно, сформировали более уверенное положительное отношение к своим детям, то есть в данном случае образ ребенка в большей мере оказывает ориентировочную функцию, рождая более позитивное отношение к ребенку (если знаю, что ожидать, то лучше отношусь).
  3. Данные коррелировки говорят о следующем:

    У матерей детей младшей группы выявлен факт обратной взаимосвязи меры рассогласования и отношения, то есть чем больше мера рассогласования, тем ниже показатели, свидетельствующие о степени позитивности отношения. Так, если образ женщины менее адекватен, то ее чувствительность, вероятно, ниже, чем у женщины, представления о ребенке которой соответствуют реальности в большей степени. То же и с такими показателями, как эмоциональное принятие и поведенческие проявления отношения. Таким образом, можно предположить, что ориентировочная функция образа еще не столь сильна у матерей детей младшей возрастной группы.

    По мере взросления ребенка поведенческих проявлений, например, стремления к телесному контакту, оказания эмоциональной поддержки, ориентации на состояние ребенка и умения воздействовать на это состояние, становятся в среднем менее выраженными. Однако, у матерей одиннадцатиклассников степень рассогласования идеальных представлений о ребенке взаимосвязано с поведенческими проявлениями отношения: чем больше это рассогласование, тем больше поведенческих проявлений появляется у матери по отношению к ребенку, и, наоборот, чем адекватнее образ, тем меньше мать ориентирована на контакт. Такая закономерность может свидетельствовать о том, что неадекватность представлений о ребенке может подталкивать женщин к более детальному познанию ребенка у некоторых женщин, поэтому они могут быть более внимательными к своим детям. Или же сверхориентация на ребенка, его состояния, свойственная матерям с гиперопекой, может быть объяснена искаженностью восприятия у таких матерей. Известно, например, что матери, демонстрирующие гиперопеку, недооценивают своих детей, им свойственна мистификация в своих представлениях, даже некоторая инвалидизация ребенка.

    Высокие показатели меры связи внутри блоков ОДРЭВ еще раз подтверждают валидность и надежность данной методики.

Заключение

Нам удалось установить, что существует взаимосвязь между степенью рассогласования материнских представлений о ребенке с его реальными особенностями характера и материнским отношением к нему. Нами разработана методика, выявляющая степень рассогласования материнских представлений с реальностью, что позволит в индивидуальной работе с семьей корректировать материнские представления, а, следовательно, и отношение к ребенку делать более благоприятным для него.