Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца
|
Успешность развития ребенка как представителя вида и как социального существа зависит от качества материнского ухода, от способности и желания матери удовлетворять потребности ребенка [12].
Успешность выполнения материнских функций во многом зависит от развития материнской сферы женщины, которая, согласно исследованиям Г.Г. Филлиповой, включает в себя три блока:
Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом — носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве.
Операциональный блок включает операции по уходу и охране и операциональный состав общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка: осторожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализаций и мимики.
Ценностно-смысловой блок. Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности. Ценность материнства, в свою очередь, связана с рефлексией своих переживаний при осуществлении материнских функций и участвует в формировании потребности в материнстве [13]. Ценностно-смысловой блок является прижизненным образованием и связан с общей структурой ценностно-смысловых ориентации личности матери. Ценностно-смысловой блок занимает особое место в материнской потребностно-мотивационной сфере. Эмоциональная ценность ребенка является условием формирования высокого уровня эмоционального благополучия ребенка [12].
Ценности и потребности представляют собой всегда соотнесенные друг с другом структурные и динамические аспекты личности, согласованием которых достигается ее интегрированность и стабильность. Именно ценности, образуя сложную концепцию в рамках личностной структуры, обеспечивают такое системное качество личности, как иерархичность, которая выражается в соподчинении различных ее уровней. Ценности в значительной степени определяют как структуру, так и направленность личности [6].
Целью данной работы является исследование материнской сферы женщины, прежде всего, ее ценностно-смыслового блока и его влияния на структуру мотивационно-потребностной и операциональной сферы материнского отношения к младенцу. Также изучалось влияние структуры материнской сферы женщин на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца.
Смысловую сферу матерей исследовали методами экспериментальной психосемантики.
В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя. Экспериментальная парадигма психосемантики в основе своей заимствована из работ по построению семантического пространства Ч. Осгуда (семантический дифференциал) и теории личностных конструктов Келли, и включает использование аппарата многомерной статистики для выделения категориальных структур сознания субъекта.
Построение семантического пространства (СП) включает в себя три взаимосвязанные исследовательские процедуры:
Первая процедура заключается в выделении семантических связей анализируемых объектов. В качестве методик используются:
-
Ассоциативный эксперимент, позволяющий измерять сходство между ассоциативно связанными ключевыми словами (стимулами ассоциативных реакций) путем измерения сходства распределений частот ассоциативных реакций.
-
Методики сортировки, где семантическое сходство пары объектов пропорционально количеству объединений их в общие классы при процедуре классификации.
Результатом первого этапа психосемантического эксперимента является построение матрицы сходства объектов. Выделить структуры, лежащие в основе матрицы сходства и тем самым сформировать структуру семантического пространства — задача второго этапа. Этот этап предполагает математическую обработку исходной матрицы с целью выделения факторных структур, которые лежат в ее основе.
Следующая процедура построения семантического пространства связана с интерпретацией выделенных структур. Интерпретация выделенных факторов осуществляется на основе поиска смысловых инвариантов, объединяющих шкалы и объекты, сгруппированные в данный фактор [14; 10].
В исследовании принимали участие русскоязычные женщины с образованием не ниже среднего в возрасте от 18 лет до 41 г., имеющие детей старше 1 месяца и не достигших на момент исследования 1 года, наблюдающиеся в детской поликлинике № 1 г. Краснодара. Дети не имели грубых пороков развития и выраженной перинатальной патологии. В эксперименте приняло участие 73 человек.
Для определения семантического поля материнского отношения был проведен вербальный ассоциативный эксперимент, в ходе которого 73 матери отвечали в свободной форме на вопрос: «Что означает быть хорошей матерью? Назовите качества хорошей матери». В результате получен список основных черт материнства.
Сходство вербальных ассоциаций определялось по данным цвето-ассоциативного эксперимента, в ходе которого испытуемые подбирали цветовые эталоны Люшера к наиболее актуальным чертам материнского отношения: любовь, забота, доброта, ласка, внимание, ответственность, терпение. Также в список нами включено понятие удовольствие, как наиболее значимое в структуре мотивационно-потребностной сферы матери [12], и ребенок, как объект материнства.
Данные классификации подвергли факторному анализу по методу главных компонент с последующей ротацией. В результате получена следующая 3-х-факторная структура, соответствующая ведущим факторам сознания, выявленным Ч. Осгудом: Оценка, Сила и Активность. Данная факторная структура охватывает 90% дисперсии.
Выявленный в нашем эксперименте фактор Активность включает в себя атрибутированные желтым цветом составляющие Ребенок, Доброта, Ласка; Отрицательный полюс — Ответственность. Активность соответствует координате «возбуждение-успокоение» и указывает на кинетическую энергию, заключенную в реакции, на ее динамичность, изменчивость во времени, которая требуется для взаимодействия с быстро меняющимся в своих состояниях объектом [14].
Фактор Оценка включает в себя атрибутированные красным цветом составляющие Любовь и Удовольствие.
Отрицательный полюс фактора — Терпение. Фактор Оценка соответствует координате «удовольствие — неудовольствие». Поведенчески Оценка описывает направленность реакции по отношению к объекту (человек стремится пространственно к положительному для него объекту, стремится продлить положительное для него явление и, наоборот, избегает негативных объектов и явлений) [14].
Фактор Сила — объединят не имеющих выраженных цветовых предпочтений элементы Забота, Внимание. Фактор Сила соответствует координате «напряжение — расслабление» и указывает на потенциальную энергию, заключенную в реакции, на статическое напряжение, с которым осуществляется реакция [14].
Таким образом, сформирована система значений материнства, которая включает в себя факторы Активность, Оценка, Сила. Данная факторная структура соотносится с моделью материнской сферы Филипповой Г.Г., где фактор Активность составляет содержание потребностно-эмоционального блока и обозначает характер взаимодействия матери ребенком-носителем гештальта младенчества; фактор Оценка «-» составляет содержание ценностно-смыслового блока и обозначает направленность реакции матери по отношению к ребенку; фактор Сила — включает в себя операциональный блок материнского отношения.
Проявиться в психосемантическом эксперименте и отобразиться затем в виде факторов-координат семантического пространства могут только те основания классификации, которые присущи самому субъекту [15].
В ходе ассоциативного эксперимента 41 женщина назвала любовь как значимую составляющую материнства, 32 женщины не упомянули любовь в своих высказываниях о смысле материнства. Следовательно, такая категориальная структура как любовь в данной содержательной области не свойственна этим женщинам. Как следует из результатов факторного анализа, любовь относится к положительному полюсу фактора Оценка. Фактор Оценка отражает содержание ценностно-смыслового блока материнской сферы. Поскольку ценностно-смысловой блок является ядерным образованием в структуре материнской сферы [12], можно предположить, что структура семантических пространств (СП) материнского отношения в зависимости от наличия категориальной оси Оценка существенно различается.
Мы построили семантические пространства для матерей с СП Оценка «+» (любовь — значимая черта материнства) и СП Оценка «-» (любовь не упомянули).
СП Оценка «+» принципиально не отличается от обобщенного семантического пространства, материнского отношения. 3-факторная структура СП объясняет 94% дисперсии. Более отчетливо выражен фактор Сила — внимание, ответственность, терпение. Фактор Активность включает в себя помимо элементов поведения матери доброта и ласка также и заботу. Факторы однополярны, что свидетельствует о единодушии матерей в атрибуции элементов материнского отношения.
Семантическое пространство Оценка «-» заметно отличается от СП Оценка «+». Выявлены 2 фактора, которые объясняют 76% дисперсии. Изменена категориальная структура СП. Элементы материнского отношения любовь, доброта, ласка, удовольствие, терпение оказались объединены в один фактор — Эмоциональность. Ребенок семантически близок с элементами материнского отношения забота, внимание, ответственность (фактор Сила). Факторы биполярны. Терпение и ответственность имеют отрицательное значение.
Проявившееся в вербальном ассоциативном эксперименте способ категоризации отношения к ребенку (наличие или отсутствие категориальной структуры любовь) отразился на способе категоризации элементов материнского отношения в ходе цветоассоциативного эксперимента. Факторная структура у матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «-» не совпадает, что говорит о различии в категориальных структурах материнского отношения к младенцу. Отсутствие фактора Оценка в СП Оценка «-» свидетельствует о несформированности ценностно-смыслового блока материнской сферы этих женщин.
При этом изменяется вся структура материнской сферы. В результате отношение к ребенку изменяет свой характер и переходит из категории Активность, смысл которой — следование за потребностями ребенка, в категорию Сила, смысл которой — переживание напряжения при взаимодействии с объектом.
Для выяснения влияния категориальной структуры сознания на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца нам необходимо построить субъективные семантические пространства матерей. Мы предположили, что в процессе реальной речевой деятельности при свободном высказывании о смысле материнства матери обозначили актуальные для себя модели поведения.
Формой существования значений в индивидуальном сознании Леонтьев А.А. считает систему соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в деятельности. «Психологическая структура значения есть, в первую очередь, система дифференциальных признаков значения, соотнесенная с различными видами взаимоотношения слов в процессе реальной речевой деятельности, система семантических компонентов, рассматриваемая не как абстрактно-лингвистическое понятие, а в динамике коммуникации, во всей полноте лингвистической, психологической социальной обусловленности употребления слова» [3, 4].
В результате вербального ассоциативного эксперимента было выявлено 809 лексических единиц, в которых отразилось 40 признаков материнства.
Сходство вербальных ассоциаций определялось по данным цветоассоциативного эксперимента и по данным «Атласа личностных черт», Шмелев 2002 [15].
После проведения классификации лексические единицы распределены по 14 классам. Мы провели факторный анализ классов семантически близких слов у матерей с СП Оценка «+» (любовь — значимая черта материнства) и СП Оценка «-» (любовь не упомянули).
В результате факторного анализа получены следующие результаты.
Факторная структура семантического пространства Оценка «+» и Оценка «—»
Таблица 1.
Факторы СП Оценка «+» | Сочетание слов факторов СП Оценка «+» | Сочетание слов факторов СП Оценка «-» | Факторы СП Оценка «-» |
Дружелюбие | Забота + | Забота - ответственность | Добросовестность
|
Активность | Активность + Нежность долженствование | Активность - воспитывать | Ригидность
|
Эмоциональная устойчивость | Спокойствие понимание мягкость | Терпение жертва мягкость | Уступчивость
|
Сознательность |
Ответственность жертва
| Спокойствие должна понимание | Долженствование |
Интеллект | Терпение внимание ухаживать - | Внимание, ухаживать + | Интеллект |
Воспитание | Воспитание | Нежность | Привлечение другого |
У матерей с СП Оценка «+» выделено 6 факторов материнского отношения: ДРУЖЕЛЮБИЕ, АКТИВНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, ВОСПИТАНИЕ. Факторы интерпретированы по факторным нагрузкам при помощи Атласа личностных черт, Шмелев, 2002 [15] (Табл. 1).
5 из них приближается по своей структуре к факторам Большой Пятерки (В5). Факторы В5 принадлежат к сравнительно поверхностному слою опыта, который отражает универсалии межиндивидуального взаимодействия и общения между людьми в любом социуме. Каждый фактор является определенным критерием оценки другого или самооценки с позиций социальной детерминации человеческого поведения [15].
Можно сделать вывод, что категориальная система матерей с СП Оценка «+» содержит критерии оценки и самооценки, существенные с точки зрения обобщенного социального опыта.
СП Оценка «-» содержит 6 факторов: УСТУПЧИВОСТЬ, ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ, РИГИДНОСТЬ, ДОБРООВЕСТНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДРУГОГО (Табл. 1.).
Факторы отличаются от универсальной системы межиндивидуального взаимодействия В5.
Это означает, что структура категориальной системы матерей с СП Оценка «—» содержит критерии оценки и самооценки, имеющие для женщин личностный смысл [5].
Факторы-категории материнского отношения — это прототипы поведения, существующие на минимальном уровне обобщенности, которые задают направление всей дальнейшей деятельности [15].
Матери с СП Оценка «+» эмоционально близки к ребенку, близость поддерживается переживаемым чувством удовольствия от контакта с ним. В отношении к ребенку они проявляют заботливость, активность, то есть следуют за быстро меняющимися потребностями ребенка, эмоционально устойчивы, сознательны.
Для матерей с СП Оценка «-» ребенок является источником напряжения, они эмоционально далеки от него. В случае социально адаптированных матерей их отношение к ребенку проявляется как добросовестность, долженствование, уступчивость. Они ригидны в отношении ребенка, их уход основывается не на следовании за его потребностями а на собственном знании о существующих схемах ухода и воспитания. Эмоциональное переживание матери — терпение, самопожертвование. Потребность в эмоциональной близости реализуется в нежности, значение которой — привлечение другого (Атлас личностных черт, Шмелев, 2002 [15]).
Выявленные различия моделей поведения матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «-» нами рассматриваются как различия значения и личностного смысла материнского поведения [5].
Если это так, то будет выявлено влияние уровня материнской тревожности, экстраверсии и нейротизма на модели материнского поведения у матерей с СП Оценка «-» и устойчивость матерей с СП Оценка «+» к влиянию этих факторов.
Выявленное различие моделей материнского поведения должно сказываться на результате деятельности—состоянии соматического и эмоционального благополучия младенца.
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ СОМАТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДЕНЦА
Согласно представлениям о ведущем возрастном уровне психического реагирования, у детей первых 3 лет жизни отмечается избирательная чувствительность соматовегетативной сферы, легкость возникновения расстройств сна, аппетита, нарушений вегетативной регуляции. Нарушение контакта матери и ребенка проявляется как расстройства пищевого поведения, пищеварения, кожные аллергические реакции, повышенный аппетит, часто сопровождающийся расстройствами стула или пищеварения [2; 8].
При оценке состояния ребенка мы ориентировалась на частоту острых заболеваний; наличие аллергических кожных проявлений; наличие рецидивирующих нарушений стула; наличие нарушений питания, проявляющегося дефицитом веса более 10% или избыточным весом более 20%: расстройства пищевого поведения — упорные срыгивания и повторная рвота, избирательность в еде, активный или пассивный отказ от пищи.
С целью выявления влияния материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца был проведен множественный регрессионный анализ, где исследовались последовательно 4 зависимых переменных: Частота острых заболеваний в возрасте до 9 мес.; фактор Диспепсия — производная факторного анализа, включающая в себя беспокойство, кожные проявления, диспептические расстройства, повышенный аппетит; Фактор
Пассивный отказ включает в себя пассивный отказ от пищи, а также избыточной вес; Фактор Активный отказ включает в себя активный отказ от пищи, рвоту, избирательность пищевого поведения. Выявленные факторы объясняют 65% дисперсии.
Независимые переменные получены как производные факторного анализа данных вербального ассоциативного эксперимента матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «-».
В результате множественного регрессионного анализа получены следующие результаты:
У матерей с СП Оценка «-» выявлено, что 35% дисперсии зависимой переменной Острые заболевания обусловлено влиянием факторов Ригидность, Долженствование (р < 005) и Жертвенность (р < 0,1); 17% дисперсии зависимой переменной Диспепсия обусловлено влиянием фактора Привлечение другого (р < 005); 13% дисперсии зависимой переменной Активный отказ обусловлено влиянием фактора Долженствование (р = 005). Влияния факторов материнского отношения на зависимую переменную Пассивный отказ не обнаружено.
У матерей с СП Оценка «+» влияние материнского отношения на нарушения состояния соматического и эмоционального благополучия младенцев незначительно, охватывает 12% дисперсии фактора Пассивный отказ и обусловлено отрицательным влиянием фактора Активность.
Таким образом, подтверждается гипотеза о влиянии материнского отношения на нарушения состояния соматического и эмоционального благополучия младенцев
Влияния непосредственно индивидных свойств, а также состояний личностной и ситуационной тревожности на состояние благополучия младенцев не обнаружено.
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДНЫХ ФАКТОРОВ (ЭКСТРАВЕРСИЯ, ИНТРОВЕРСИЯ, НЕЙРОТИЗМ), А ТАКЖЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ФАКТОРНУЮ СТРУКТУРУ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МЛАДЕНЦУ
С целью выявления возможного влияния индивидных факторов (экстраверсии, интроверсии, нейротизма), а также личностной и ситуационной тревожности на модель материнского отношения к ребенку был проведен множественный регрессионный анализ, где индивидные факторы и уровень личностной и ситуационной тревожности рассматривались как независимые переменные, а зависимые — производные факторного анализа данных вербального ассоциативного эксперимента в группах матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «-».
В результате исследования получены следующие результаты:
У матерей с СП Оценка «-» 45% дисперсии зависимой переменной Жертвенность обусловлено отрицательным влиянием независимых переменных нейротизм (р < 0,05) и экстраверсия (р < 0,1); 29% дисперсии зависимой переменной Долженствование обусловлено влиянием независимой переменной Ситуационная тревожность (р = 0,05) 36% дисперсии зависимой переменной Добросовестность обусловлено влиянием независимых переменных Личностная тревожность (р < 0,05) Влияние на зависимую переменную Ригидность, Интеллект, Привлечение другого не обнаружено.
У матерей с СП Оценка «+» 24% дисперсии зависимой переменной Сознательность обусловлено отрицательным влиянием независимой переменной Ложь (р < 0,05); 37% дисперсии зависимой переменной Воспитывать обусловлено отрицательным влиянием независимой переменной Ложь (р < 0,05) и положительным — экстраверсия (р < 0,05).
Влияния независимых переменных на факторы Эмоциональная стабильность, Активность, Дружелюбие, Интеллект не обнаружено.
По уровню ситуационный и личностной тревожности, экстраверсии и нейротизму, а также по шкале лжи матери с СП Оценка «+» и СП Оценка «-» существенно не отличаются.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что модели материнского отношения матерей с СП Оценка «+» приближаются к значению материнского отношения, а модели материнства матерей с СП Оценка «-» находятся под влиянием «личностного смысла, эмоциональной окраски, неосознаваемой готовности к определенному типу поведения, пристрастности» [5].
Матери с СП Оценка «-» в большой степени зависят от эмоционального состояния, от «текущих событий и потребностей организма», [5] в то время как для матерей с СП Оценка «+» характерно влияние социальных установок и ценностей. Это говорит о личностной зрелости матерей с СП Оценка «+», выражающейся в «отвязанности от биологических доминант» и наличии иерархизированной мотивационно-потребностной сферы [5].
Модели поведения матерей с СП Оценка «-» по факторам Ригидность, Долженствование, Привлечение другого оказывают существенное влияние на частоту острых заболеваний у детей, диспептические расстройства, активный отказ от пищи. У матерей с СП Оценка «+» выявлено отрицательное влияние фактора Активность на частоту пассивного отказа от пищи и избыточный вес, что связано с их невысокой способностью следовать за потребностями младенца.
ВЫВОДЫ
Наличие или отсутствие категориальной оси Оценка отражает характер ценностно-смысловой сферы матери и ее направленность на взаимодействие с ребенком.
Сформированная ценностно-смысловая сфера является показателем личностной зрелости матери и наличия у нее иерархизированной мотивационно-потребностной сферы.
Отсутствие сформированной ценностно-смысловой сферы матери проявляется как невыраженная потребность во взаимодействии с младенцем. В этом случае материнское отношение зависит от эмоционального состояния женщины — тревожности, эмоционального напряжения. Модели поведения матери оказывают неблагоприятное влияние на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца.
ЛИТЕРАТУРА
-
Бодалев А.А. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2002.
-
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995.
-
Леонтьев А.А. Введение в психолингвистику. — М., 2002.
-
Леонтьев А. А. Психологическая структура значения.—М., 1971.
-
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
-
Леонтьев А.Д. Психология смысла. — М., 1999.
-
Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. — М.: ACT, 2001.
-
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный СВ. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб.: Питер, 2001.
-
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб.: Речь, 2004.
-
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — СПб.: Питер, 2005.
-
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 1997.
-
Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
-
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-37.
-
Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. — М, 1983.
-
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб.: Речь, 2002.
-
Яньшин. Введение в психосемантику цвета. — Самара, 2002.
Статьи
- Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни
Вопросы психологии, 1987, №3, с.57 - Психосоматические особенности ребенка в раннем онтогенезе
Перинатальная психология и психология родительства, 2004 г., №2. - Возможность влияния эмоциональных событий в жизни матери во время беременности на формирование доминирующих эмоциональных состояний ребенка
Институт психологии РАН - Взаимосвязь факторов рассогласования материнских представлений о ребенке с реальными особенностями ребенка и материнским отношением к нему
М., 2005. - 560 с. - Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве
Дошкольное воспитание, №3, 2005г., стр.101-106; №5, 2005 г., стр.110-117, №7,2005г., стр.117-123