Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца

Ключевые слова:  первый год жизни  материнство 
Версия для печати

Успешность развития ребенка как представителя вида и как социального существа зависит от качества материнского ухода, от способности и желания матери удовлетворять потребности ребенка [12].

Успешность выполнения материнских функций во многом зависит от развития материнской сферы женщины, которая, согласно исследованиям Г.Г. Филлиповой, включает в себя три блока:

Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенком как объектом — носителем гештальта младенчества, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве.
Операциональный блок включает операции по уходу и охране и операциональный состав общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимо их инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка: осторожность, мягкость, бережность и т.п., специфику вокализаций и мимики.

Ценностно-смысловой блок. Включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности. Ценность материнства, в свою очередь, связана с рефлексией своих переживаний при осуществлении материнских функций и участвует в формировании потребности в материнстве [13]. Ценностно-смысловой блок является прижизненным образованием и связан с общей структурой ценностно-смысловых ориентации личности матери. Ценностно-смысловой блок занимает особое место в материнской потребностно-мотивационной сфере. Эмоциональная ценность ребенка является условием формирования высокого уровня эмоционального благополучия ребенка [12].

Ценности и потребности представляют собой всегда соотнесенные друг с другом структурные и динамические аспекты личности, согласованием которых достигается ее интегрированность и стабильность. Именно ценности, образуя сложную концепцию в рамках личностной структуры, обеспечивают такое системное качество личности, как иерархичность, которая выражается в соподчинении различных ее уровней. Ценности в значительной степени определяют как структуру, так и направленность личности [6].

Целью данной работы является исследование материнской сферы женщины, прежде всего, ее ценностно-смыслового блока и его влияния на структуру мотивационно-потребностной и операциональной сферы материнского отношения к младенцу. Также изучалось влияние структуры материнской сферы женщин на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца.

Смысловую сферу матерей исследовали методами экспериментальной психосемантики.

В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других людей, самого себя. Экспериментальная парадигма психосемантики в основе своей заимствована из работ по построению семантического пространства Ч. Осгуда (семантический дифференциал) и теории личностных конструктов Келли, и включает использование аппарата многомерной статистики для выделения категориальных структур сознания субъекта.

Построение семантического пространства (СП) включает в себя три взаимосвязанные исследовательские процедуры:
Первая процедура заключается в выделении семантических связей анализируемых объектов. В качестве методик используются:

  1. Ассоциативный эксперимент, позволяющий измерять сходство между ассоциативно связанными ключевыми словами (стимулами ассоциативных реакций) путем измерения сходства распределений частот ассоциативных реакций.
  2. Методики сортировки, где семантическое сходство пары объектов пропорционально количеству объединений их в общие классы при процедуре классификации.

Результатом первого этапа психосемантического эксперимента является построение матрицы сходства объектов. Выделить структуры, лежащие в основе матрицы сходства и тем самым сформировать структуру семантического пространства — задача второго этапа. Этот этап предполагает математическую обработку исходной матрицы с целью выделения факторных структур, которые лежат в ее основе.

Следующая процедура построения семантического пространства связана с интерпретацией выделенных структур. Интерпретация выделенных факторов осуществляется на основе поиска смысловых инвариантов, объединяющих шкалы и объекты, сгруппированные в данный фактор [14; 10].

В исследовании принимали участие русскоязычные женщины с образованием не ниже среднего в возрасте от 18 лет до 41 г., имеющие детей старше 1 месяца и не достигших на момент исследования 1 года, наблюдающиеся в детской поликлинике № 1 г. Краснодара. Дети не имели грубых пороков развития и выраженной перинатальной патологии. В эксперименте приняло участие 73 человек.

Для определения семантического поля материнского отношения был проведен вербальный ассоциативный эксперимент, в ходе которого 73 матери отвечали в свободной форме на вопрос: «Что означает быть хорошей матерью? Назовите качества хорошей матери». В результате получен список основных черт материнства.

Сходство вербальных ассоциаций определялось по данным цвето-ассоциативного эксперимента, в ходе которого испытуемые подбирали цветовые эталоны Люшера к наиболее актуальным чертам материнского отношения: любовь, забота, доброта, ласка, внимание, ответственность, терпение. Также в список нами включено понятие удовольствие, как наиболее значимое в структуре мотивационно-потребностной сферы матери [12], и ребенок, как объект материнства.

Данные классификации подвергли факторному анализу по методу главных компонент с последующей ротацией. В результате получена следующая 3-х-факторная структура, соответствующая ведущим факторам сознания, выявленным Ч. Осгудом: Оценка, Сила и Активность. Данная факторная структура охватывает 90% дисперсии.

Выявленный в нашем эксперименте фактор Активность включает в себя атрибутированные желтым цветом составляющие Ребенок, Доброта, Ласка; Отрицательный полюс — Ответственность. Активность соответствует координате «возбуждение-успокоение» и указывает на кинетическую энергию, заключенную в реакции, на ее динамичность, изменчивость во времени, которая требуется для взаимодействия с быстро меняющимся в своих состояниях объектом [14].

Фактор Оценка включает в себя атрибутированные красным цветом составляющие Любовь и Удовольствие.

Отрицательный полюс фактора — Терпение. Фактор Оценка соответствует координате «удовольствие — неудовольствие». Поведенчески Оценка описывает направленность реакции по отношению к объекту (человек стремится пространственно к положительному для него объекту, стремится продлить положительное для него явление и, наоборот, избегает негативных объектов и явлений) [14].

Фактор Сила — объединят не имеющих выраженных цветовых предпочтений элементы Забота, Внимание. Фактор Сила соответствует координате «напряжение — расслабление» и указывает на потенциальную энергию, заключенную в реакции, на статическое напряжение, с которым осуществляется реакция [14].

Таким образом, сформирована система значений материнства, которая включает в себя факторы Активность, Оценка, Сила. Данная факторная структура соотносится с моделью материнской сферы Филипповой Г.Г., где фактор Активность составляет содержание потребностно-эмоционального блока и обозначает характер взаимодействия матери ребенком-носителем гештальта младенчества; фактор Оценка «-» составляет содержание ценностно-смыслового блока и обозначает направленность реакции матери по отношению к ребенку; фактор Сила — включает в себя операциональный блок материнского отношения.

Проявиться в психосемантическом эксперименте и отобразиться затем в виде факторов-координат семантического пространства могут только те основания классификации, которые присущи самому субъекту [15].

В ходе ассоциативного эксперимента 41 женщина назвала любовь как значимую составляющую материнства, 32 женщины не упомянули любовь в своих высказываниях о смысле материнства. Следовательно, такая категориальная структура как любовь в данной содержательной области не свойственна этим женщинам. Как следует из результатов факторного анализа, любовь относится к положительному полюсу фактора Оценка. Фактор Оценка отражает содержание ценностно-смыслового блока материнской сферы. Поскольку ценностно-смысловой блок является ядерным образованием в структуре материнской сферы [12], можно предположить, что структура семантических пространств (СП) материнского отношения в зависимости от наличия категориальной оси Оценка существенно различается.

Мы построили семантические пространства для матерей с СП Оценка «+» (любовь — значимая черта материнства) и СП Оценка «-» (любовь не упомянули).

СП Оценка «+» принципиально не отличается от обобщенного семантического пространства, материнского отношения. 3-факторная структура СП объясняет 94% дисперсии. Более отчетливо выражен фактор Сила — внимание, ответственность, терпение. Фактор Активность включает в себя помимо элементов поведения матери доброта и ласка также и заботу. Факторы однополярны, что свидетельствует о единодушии матерей в атрибуции элементов материнского отношения.

Семантическое пространство Оценка «-» заметно отличается от СП Оценка «+». Выявлены 2 фактора, которые объясняют 76% дисперсии. Изменена категориальная структура СП. Элементы материнского отношения любовь, доброта, ласка, удовольствие, терпение оказались объединены в один фактор — Эмоциональность. Ребенок семантически близок с элементами материнского отношения забота, внимание, ответственность (фактор Сила). Факторы биполярны. Терпение и ответственность имеют отрицательное значение.

Проявившееся в вербальном ассоциативном эксперименте способ категоризации отношения к ребенку (наличие или отсутствие категориальной структуры любовь) отразился на способе категоризации элементов материнского отношения в ходе цветоассоциативного эксперимента. Факторная структура у матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «-» не совпадает, что говорит о различии в категориальных структурах материнского отношения к младенцу. Отсутствие фактора Оценка в СП Оценка «-» свидетельствует о несформированности ценностно-смыслового блока материнской сферы этих женщин.

При этом изменяется вся структура материнской сферы. В результате отношение к ребенку изменяет свой характер и переходит из категории Активность, смысл которой — следование за потребностями ребенка, в категорию Сила, смысл которой — переживание напряжения при взаимодействии с объектом.

Для выяснения влияния категориальной структуры сознания на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца нам необходимо построить субъективные семантические пространства матерей. Мы предположили, что в процессе реальной речевой деятельности при свободном высказывании о смысле материнства матери обозначили актуальные для себя модели поведения.

Формой существования значений в индивидуальном сознании Леонтьев А.А. считает систему соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в деятельности. «Психологическая структура значения есть, в первую очередь, система дифференциальных признаков значения, соотнесенная с различными видами взаимоотношения слов в процессе реальной речевой деятельности, система семантических компонентов, рассматриваемая не как абстрактно-лингвистическое понятие, а в динамике коммуникации, во всей полноте лингвистической, психологической социальной обусловленности употребления слова» [3, 4].

В результате вербального ассоциативного эксперимента было выявлено 809 лексических единиц, в которых отразилось 40 признаков материнства.

Сходство вербальных ассоциаций определялось по данным цветоассоциативного эксперимента и по данным «Атласа личностных черт», Шмелев 2002 [15].

После проведения классификации лексические единицы распределены по 14 классам. Мы провели факторный анализ классов семантически близких слов у матерей с СП Оценка «+» (любовь — значимая черта материнства) и СП Оценка «-» (любовь не упомянули).

В результате факторного анализа получены следующие результаты.

Факторная структура семантического пространства Оценка «+» и Оценка «—»

Таблица 1.

Факторы СП Оценка «+»Сочетание слов факторов СП Оценка «+» Сочетание слов факторов СП Оценка «-» Факторы СП Оценка «-»
Дружелюбие Забота +Забота - ответственностьДобросовестность
АктивностьАктивность + Нежность долженствование Активность - воспитыватьРигидность
Эмоциональная устойчивостьСпокойствие понимание мягкость Терпение жертва мягкость Уступчивость
Сознательность 
Ответственность жертва
Спокойствие должна понимание Долженствование
ИнтеллектТерпение внимание ухаживать -Внимание, ухаживать + Интеллект
Воспитание ВоспитаниеНежностьПривлечение другого

У матерей с СП Оценка «+» выделено 6 факторов материнского отношения: ДРУЖЕЛЮБИЕ, АКТИВНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, ВОСПИТАНИЕ. Факторы интерпретированы по факторным нагрузкам при помощи Атласа личностных черт, Шмелев, 2002 [15] (Табл. 1).

5 из них приближается по своей структуре к факторам Большой Пятерки (В5). Факторы В5 принадлежат к сравнительно поверхностному слою опыта, который отражает универсалии межиндивидуального взаимодействия и общения между людьми в любом социуме. Каждый фактор является определенным критерием оценки другого или самооценки с позиций социальной детерминации человеческого поведения [15].

Можно сделать вывод, что категориальная система матерей с СП Оценка «+» содержит критерии оценки и самооценки, существенные с точки зрения обобщенного социального опыта.
СП Оценка «-» содержит 6 факторов: УСТУПЧИВОСТЬ, ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ, РИГИДНОСТЬ, ДОБРООВЕСТНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТ, ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДРУГОГО (Табл. 1.).

Факторы отличаются от универсальной системы межиндивидуального взаимодействия В5.
Это означает, что структура категориальной системы матерей с СП Оценка «—» содержит критерии оценки и самооценки, имеющие для женщин личностный смысл [5].

Факторы-категории материнского отношения — это прототипы поведения, существующие на минимальном уровне обобщенности, которые задают направление всей дальнейшей деятельности [15].

Матери с СП Оценка «+» эмоционально близки к ребенку, близость поддерживается переживаемым чувством удовольствия от контакта с ним. В отношении к ребенку они проявляют заботливость, активность, то есть следуют за быстро меняющимися потребностями ребенка, эмоционально устойчивы, сознательны.

Для матерей с СП Оценка «-» ребенок является источником напряжения, они эмоционально далеки от него. В случае социально адаптированных матерей их отношение к ребенку проявляется как добросовестность, долженствование, уступчивость. Они ригидны в отношении ребенка, их уход основывается не на следовании за его потребностями а на собственном знании о существующих схемах ухода и воспитания. Эмоциональное переживание матери — терпение, самопожертвование. Потребность в эмоциональной близости реализуется в нежности, значение которой — привлечение другого (Атлас личностных черт, Шмелев, 2002 [15]).

Выявленные различия моделей поведения матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «-» нами рассматриваются как различия значения и личностного смысла материнского поведения [5].

Если это так, то будет выявлено влияние уровня материнской тревожности, экстраверсии и нейротизма на модели материнского поведения у матерей с СП Оценка «-» и устойчивость матерей с СП Оценка «+» к влиянию этих факторов.

Выявленное различие моделей материнского поведения должно сказываться на результате деятельности—состоянии соматического и эмоционального благополучия младенца.

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА СОСТОЯНИЕ СОМАТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДЕНЦА

Согласно представлениям о ведущем возрастном уровне психического реагирования, у детей первых 3 лет жизни отмечается избирательная чувствительность соматовегетативной сферы, легкость возникновения расстройств сна, аппетита, нарушений вегетативной регуляции. Нарушение контакта матери и ребенка проявляется как расстройства пищевого поведения, пищеварения, кожные аллергические реакции, повышенный аппетит, часто сопровождающийся расстройствами стула или пищеварения [2; 8].

При оценке состояния ребенка мы ориентировалась на частоту острых заболеваний; наличие аллергических кожных проявлений; наличие рецидивирующих нарушений стула; наличие нарушений питания, проявляющегося дефицитом веса более 10% или избыточным весом более 20%: расстройства пищевого поведения — упорные срыгивания и повторная рвота, избирательность в еде, активный или пассивный отказ от пищи.

С целью выявления влияния материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца был проведен множественный регрессионный анализ, где исследовались последовательно 4 зависимых переменных: Частота острых заболеваний в возрасте до 9 мес.; фактор Диспепсия — производная факторного анализа, включающая в себя беспокойство, кожные проявления, диспептические расстройства, повышенный аппетит; Фактор

Пассивный отказ включает в себя пассивный отказ от пищи, а также избыточной вес; Фактор Активный отказ включает в себя активный отказ от пищи, рвоту, избирательность пищевого поведения. Выявленные факторы объясняют 65% дисперсии.

Независимые переменные получены как производные факторного анализа данных вербального ассоциативного эксперимента матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «-».

В результате множественного регрессионного анализа получены следующие результаты:

У матерей с СП Оценка «-» выявлено, что 35% дисперсии зависимой переменной Острые заболевания обусловлено влиянием факторов Ригидность, Долженствование (р < 005) и Жертвенность (р < 0,1); 17% дисперсии зависимой переменной Диспепсия обусловлено влиянием фактора Привлечение другого (р < 005); 13% дисперсии зависимой переменной Активный отказ обусловлено влиянием фактора Долженствование (р = 005). Влияния факторов материнского отношения на зависимую переменную Пассивный отказ не обнаружено.

У матерей с СП Оценка «+» влияние материнского отношения на нарушения состояния соматического и эмоционального благополучия младенцев незначительно, охватывает 12% дисперсии фактора Пассивный отказ и обусловлено отрицательным влиянием фактора Активность.

Таким образом, подтверждается гипотеза о влиянии материнского отношения на нарушения состояния соматического и эмоционального благополучия младенцев

Влияния непосредственно индивидных свойств, а также состояний личностной и ситуационной тревожности на состояние благополучия младенцев не обнаружено.

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДНЫХ ФАКТОРОВ (ЭКСТРАВЕРСИЯ, ИНТРОВЕРСИЯ, НЕЙРОТИЗМ), А ТАКЖЕ СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ И СИТУАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА ФАКТОРНУЮ СТРУКТУРУ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МЛАДЕНЦУ

С целью выявления возможного влияния индивидных факторов (экстраверсии, интроверсии, нейротизма), а также личностной и ситуационной тревожности на модель материнского отношения к ребенку был проведен множественный регрессионный анализ, где индивидные факторы и уровень личностной и ситуационной тревожности рассматривались как независимые переменные, а зависимые — производные факторного анализа данных вербального ассоциативного эксперимента в группах матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «-».

В результате исследования получены следующие результаты:

У матерей с СП Оценка «-» 45% дисперсии зависимой переменной Жертвенность обусловлено отрицательным влиянием независимых переменных нейротизм (р < 0,05) и экстраверсия (р < 0,1); 29% дисперсии зависимой переменной Долженствование обусловлено влиянием независимой переменной Ситуационная тревожность (р = 0,05) 36% дисперсии зависимой переменной Добросовестность обусловлено влиянием независимых переменных Личностная тревожность (р < 0,05) Влияние на зависимую переменную Ригидность, Интеллект, Привлечение другого не обнаружено.

У матерей с СП Оценка «+» 24% дисперсии зависимой переменной Сознательность обусловлено отрицательным влиянием независимой переменной Ложь (р < 0,05); 37% дисперсии зависимой переменной Воспитывать обусловлено отрицательным влиянием независимой переменной Ложь (р < 0,05) и положительным — экстраверсия (р < 0,05).

Влияния независимых переменных на факторы Эмоциональная стабильность, Активность, Дружелюбие, Интеллект не обнаружено.

По уровню ситуационный и личностной тревожности, экстраверсии и нейротизму, а также по шкале лжи матери с СП Оценка «+» и СП Оценка «-» существенно не отличаются.

Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что модели материнского отношения матерей с СП Оценка «+» приближаются к значению материнского отношения, а модели материнства матерей с СП Оценка «-» находятся под влиянием «личностного смысла, эмоциональной окраски, неосознаваемой готовности к определенному типу поведения, пристрастности» [5].

Матери с СП Оценка «-» в большой степени зависят от эмоционального состояния, от «текущих событий и потребностей организма», [5] в то время как для матерей с СП Оценка «+» характерно влияние социальных установок и ценностей. Это говорит о личностной зрелости матерей с СП Оценка «+», выражающейся в «отвязанности от биологических доминант» и наличии иерархизированной мотивационно-потребностной сферы [5].

Модели поведения матерей с СП Оценка «-» по факторам Ригидность, Долженствование, Привлечение другого оказывают существенное влияние на частоту острых заболеваний у детей, диспептические расстройства, активный отказ от пищи. У матерей с СП Оценка «+» выявлено отрицательное влияние фактора Активность на частоту пассивного отказа от пищи и избыточный вес, что связано с их невысокой способностью следовать за потребностями младенца.

ВЫВОДЫ

Наличие или отсутствие категориальной оси Оценка отражает характер ценностно-смысловой сферы матери и ее направленность на взаимодействие с ребенком.

Сформированная ценностно-смысловая сфера является показателем личностной зрелости матери и наличия у нее иерархизированной мотивационно-потребностной сферы.

Отсутствие сформированной ценностно-смысловой сферы матери проявляется как невыраженная потребность во взаимодействии с младенцем. В этом случае материнское отношение зависит от эмоционального состояния женщины — тревожности, эмоционального напряжения. Модели поведения матери оказывают неблагоприятное влияние на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодалев А.А. Общая психодиагностика. — СПб.: Речь, 2002.
  2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995.
  3. Леонтьев А.А. Введение в психолингвистику. — М., 2002.
  4. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения.—М., 1971.
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
  6. Леонтьев А.Д. Психология смысла. — М., 1999.
  7. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. — М.: ACT, 2001.
  8. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный СВ. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб.: Питер, 2001.
  9. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб.: Речь, 2004.
  10. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — СПб.: Питер, 2005.
  11. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 1997.
  12. Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  13. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-37.
  14. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. — М, 1983.
  15. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. — СПб.: Речь, 2002.
  16. Яньшин. Введение в психосемантику цвета. — Самара, 2002.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

17.05.2019 17:55:00

Новые выпуски подкаста на PsyJournals.ru


19.04.2019 21:02:00

Московский международный салон образования 2019


15.04.2019 14:15:00

Старт программы против буллинга



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика