Психосоматические особенности ребенка в раннем онтогенезе
|
Психосоматика — пограничная область психологии и медицины. В целом психосоматика рассматривает патогенез соматических расстройств с позиций взаимодействия индивида с социальной средой. Именно это и является психологической частью данного подхода.
Психология рассматривает развитие ребенка как процесс, подчиняющийся эпигенетическим закономерностям: процесс развития осуществляется как взаимодействие организма со средой. При этом организм имеет свой генетически заданный диапазон возможностей, который реализуется в соответствующих условиях среды. Процесс развития проходит определенные периоды (генетически заданные), во время которых должны быть обеспечены необходимые условия (эволюционно-ожидаемые).
Средой развития ребенка в раннем онтогенезе является мать. Первую часть этого периода ребенок проводит в утробе матери, и материнский организм полностью обеспечивает все условия, в которых существует и развивается плод. После рождения ребенок связан с матерью физиологически и психически. В первые три года жизни влияние матери на его развитие практически перекрывает все остальные факторы, в дошкольном возрасте остается ведущим, а позднее — неравномерным, по отношению к различных аспектам физического и психического развития ребенка. В частности, влияние матери на репродуктивную сферу девочки остается решающим, по отношению к мальчику — весьма существенным, хотя эта проблема изучена еще недостаточно. История изучения этих проблем в психологии насчитывает уже более полутора сотен лет, начиная с работ, предшествующих появлению психоанализа 3. Фрейда. В XX в. изучение нарушений психического и физического развития ребенка и связи этих нарушений с особенностями взаимодействия ребенка с матерью послужило основой разработки диадического подхода, основы которого заложены в работах Р. Шпитца. В рамках этого подхода диадой называется система «мать-дитя», в процессе функционирования которой и происходит развитие ребенка.
Не углубляясь в рассмотрение этого подхода, что невозможно в рамках данного сообщения, коротко охарактеризую современное состояние основных его положений.
1. Развитие ребенка происходит в процессе взаимодействия с матерью. Эти взаимоотношения осуществляются на физиологическом и психическом уровнях, соотношение которых и их роль в регуляции материнско-детского взаимодействия изменяются в онтогенезе.
2. В целом соотношение этих уровней проходит следующие этапы (конкретные границы в настоящее время еще не полностью изучены и не должны рассматриваться как окончательно установленные):
• сначала взаимодействие осуществляется на физиологическом уровне (в первой части пренатального периода);• затем взаимодействие осуществляется на психофизиологическом уровне (иеразделенность физиологии и психики) (с середины пренатального периода до конца периода новорожденное™);• постепенно происходит разделение физиологического и психического уровней взаимодействия, которое происходит неравномерно в отношении различных линий развития ребенка (младенчество — ранний возраст);• взаимодействие осуществляется на психическом уровне (после трех лет).
3. Общая логика развития ребенка: сначала происходит установление диадической целостности, затем ребенок проходит последовательные стадии сепарации. Эта последовательность для каждой линии развития ребенка имеет свои возрастные периоды, частично совпадающие и перекрывающиеся между собой.
4. Каждая развивающаяся система имеет свои сензитивные периоды разной степени жесткости и разной степени чувствительности к нарушению эволюционно ожидаемых условий развития.
5. Общая логика развития каждой системы: сначала закладываются морфологические основы, затем развивается способ функционирования, затем — интеграция систем между собой. При этом на первом этапе развития все системы дифференцируются из единых, генетически общих структур. Это справедливо и для соотношения физиологических и психических систем ребенка.
6. В целом развитие диадических отношений завершается к трем годам. Фазы развития будут пройдены всегда. Несоответствие условий развития потребностям развивающегося организма ведет к нарушению развития (дефицитарность строения или функционирования). Глубина и системность нарушения будут связаны с глубиной впадины эпигенетического ландшафта.
7. Мать как среда развития ребенка является социальным существом, она включена во взаимодействие с внешним миром; ее реакции на этот мир зависят от ее ценностно-смысловой сферы, в частности, от ее адаптированное™ к миру: устойчивости к стрессам, способности к адаптации и т.п.
8. Ребенок и материнство в целом вносят в жизнь женщины радикальные изменения. Реакция на них зависит от готовности женщины к материнству, отношения к ребенку, себе как матери. Такая готовность, возникающая в процессе построения материнской сферы, проходит ряд этапов в онтогенезе и может быть в целом диагностирована еще до начала беременности, и тем более — в беременности. Готовность матери определяет ее принятие беременности, ребенка, своего материнства, а адаптационные механизмы матери определяют ее способ переживания фрустрации в случае неготовности к материнству.
Психосоматический подход к интерпретации нарушений в развитии ребенка рассматривает патогенез психосоматики как результат несоответствия материнской среды общей логике развития ребенка. В последней четверти XX в. были предложены подходы, объясняющие эту взаимосвязь. В.В. Ковалевым выделены возрастные уровни преимущественного нервно-психического реагирования ребенка, особенности протекания которых и обусловливают специфику развития ребенка:
1. Соматовегетативный (0—3 года).
2. Психомоторный (4-7 лет).
3. Аффективный (5-10 лет).
4. Эмоционально-идеаторный (11—17 лет).
Выделенные уровни логически сопоставляются с известными в психологии способами реагирования взрослого человека на психотравмирующее воздействие. Эти соотношения отражены на схеме 1.
В основе патологического формирования преимущественного типа реагирования лежит эмоциональное расстройство в виде депрессии. На каждом из выделенных возрастных этапов у ребенка развивается соответствующий способ реагирования. В начале развития ребенок реагирует на физические и психические факторы одинаково - психосоматически. В норме развитие ребенка происходит как уменьшение доли соматического компонента, так и увеличение доли психического компонента (сначала психомоторного, затем поведенческого, затем эмоционального, затем ценностно-смыслового). При дизонтогенезе происходит ресоматизация — возвращение к соматовегетативному реагированию (или его закрепление и дальнейшее усугубление).
Возраст
|
Уровень нервно-психического реагирования |
Индивидуальный способ реагирования на психотравмирующее воздействие
|
0-3 г.
|
Соматовегетативный
|
Психосоматический
|
4-7 лет
|
Психомоторный
|
Телесное отреагирование (особенности движений, мышечные зажимы)
|
5-10 лет
|
Аффективный
|
Эмоциональное отреагирование Фиксация на препятствии Эмоциональные расстройства
|
11-17 лет
|
Эмоционально-идеаторный
|
Особенности ценностно-смысловой сферы Рационализация (перевод целей в средства, замена целей) Акцентуации характера
|
Схема 1. Соотношение этапов развития нервно-психического реагирования (по Ковалеву В.В.) и способов реагирования на психотравмирующее воздействие
На первом году жизни ребенок реагирует на психический депривационный фактор в форме маскированной или соматизированной депрессии. Депривационным фактором является нарушение материнской среды (нарушение диадических отношений). Реакция ребенка (проявление депрессии) отличается от таковой у взрослых, т.к. у ребенка еще не сформирована эмоциональная сфера. Депривационные расстройства выражаются в следующих проявлениях, последовательность которых соответствует глубине расстройства:
1. Расстройство пищевого поведения.
2. Расстройство ритмов сна-бодрствования.
3. Появление соматических нарушений.
4. Регресс соматовегетативного компонента и увеличение регресса поведения.
Последовательность соматовегетативных нарушений у ребенка при маскированнной депрессии, отражающая глубину расстройства, следующая:
1. Желудочно-кишечные расстройства.
2. Кожные нарушения.
3. Респираторные нарушения.
У ребенка в семье чаще всего наблюдается дисинхрония развития, при этом некоторые направления развития остаются относительно сохранными, а другие - «западают». Чаще относительно сохранно развитие эмоций и взаимодействия с взрослым, а больше страдают вегетативные и соматические функции.
Наиболее сложным является вопрос о патогенезе конкретных нарушений. В целом существует следующий взгляд: наличие врожденных конституциональных особенностей создает «слабое звено»; внешнее воздействие попадает на сензитивный период развития данной «слабой» системы; основным патогенным фактором является материнская депривация, провоцирующая депрессивное расстройство у ребенка. В результате ребенок реагирует присущим ему в этот период соматовегетативным способом, а сочетание «слабое звено» + «сензитивный период развития данной ослабленной системы» создает соответствующую картину соматизации. Эти сочетания можно отобразить схемой 2.
Схема 2. Формирование соматовегетативного способа реагирования
При правильном развитии происходит формирование устойчивости к эмоциональному стрессу; при неправильном у ребенка развивается дефицитарность адаптационных механизмов, поскольку развитие продолжается, а эффективных адаптационных механизмов не формируется, и ребенок выходит на следующий уровень с еще большим дефицитом возможностей. В этом случае закрепляется инфантильный способ реагирования (по Фрейду), к которому ребенок возвращается в будущем в ситуации фрустрации.
Поскольку средой развития ребенка в этом возрасте является мать, то она и обеспечивает правильный или неправильный путь развития. Ее задача — соответствовать особенностям ребенка. Д. Винникотт отразил это в понятии «достаточно хорошая мать» (мать, предоставляющая заботу, соответствующую потребностям и особенностям данного ребенка). Такое соответствие обеспечивается погруженностью матери в заботу о ребенке, ее включенностью, проявляется в чувствительности, отвечаемости, компетентности, что и составляет готовность к материнству. Это возможно только тогда, когда ребенок и материнство являются желаемыми, а не фрустрирующими, факторами для женщины. Это определяется как мотивационная готовность к материнству. Имеющиеся в настоящее время исследования в этой области позволяют представить следующую схему психологической готовности к материнству (схема 3):
Схема 3. Психологическая готовность к материнству
Что же должна обеспечивать мать для ребенка, и как материнская неготовность ведет к нарушению его развития? Мать должна удовлетворять своевременно и качественно базовые физиологические и психические потребности ребенка.
Эти потребности следующие:
1. Уровень психофизиологических потребностей, обеспечивающий необходимые условия для развития всех систем организма ребенка:
• физиологические потребности, обеспечивающие рост и развитие организма;• уровень сенсорной стимуляции, обеспечивающий оптимальный уровень активности мозга, необходимый для развития;• уровень эмоционального насыщения, обеспечивающий базовое эмоциональное состояние.
2. Уровень психических потребностей:
• потребность в защите, заботе, поддержке, обеспечивающая базовую уверенность в мире;• потребность во взаимодействии с взрослым;• потребность в инициативе.
Соотношение указанных потребностей представлены на схеме 4.
Схема 4. Удовлетворение матерью потребностей ребенка
При неудовлетворении этих потребностей ребенок входит в состояние дистресса, при длительном действии которого развивается депрессия и ребенок реагирует на свойственном возрастному этапу уровне.
Множество исследований подтверждают действие материнского фактора на психофизическое развитие ребенка. Приведу некоторые из них.
1. Ю.С. Шевченко и Ю.Ф. Антропов выделяют следующие особенности детей с психосоматическими расстройствами и их микросреды (схема 5):
Схема 5. Особенности детей с психосоматическими расстройствами, особенности их микросреды (по Ю.С. Шевченко и Ю.Ф. Антропову) и связь этих особенностей с материнским фактором
• личностные расстройства у детей - 87,0%;• личностные расстройства у детей и их родителей - 84,4%;• нарушение диадических отношений - 58,5%;• патология воспитания - 59,2%;• плохие материальные условия - 3,6%.
2. Д.Н. Исаев выделяет следующие факторы патогенеза психосоматических расстройств у детей (схема 6):
• неспецифическая наследственность и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами;• наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам;• нейродинамические сдвиги (нарушения ЦНС);• личностные особенности больного;• психическое и физическое состояние во время действия психотравмирующих событий;• особенности психотравмирующих событий.
Как видно из схем 5 и 6, практически все отмеченные этими авторами особенности, свойственные детям с психосоматическими расстройствами, в своем происхождении связаны с действием материнского фактора (кроме материальных условий, процент которых не является статистически значимым).
Схема 6. Факторы патогенеза психосоматических расстройств и их связь с материнским фактором (по Д.Н. Исаеву)
Главным в развитии ребенка является пролонгированность и комплексность действия материнского фактора. Материнское отношение формируется еще до появления ребенка (и до его зачатия) и устойчиво переходит в отношение матери к ребенку в беременности, родах, установке на лактацию, раннем взаимодействии и отношение к ребенку в раннем, дошкольном возрасте и в более старшие возрасты. Это устойчиво отражается в базовом уровне эмоционального благополучия ребенка. Соответственно, низкий базовый уровень эмоционального благополучия и есть депрессивное состояние ребенка. В раннем возрасте оно выражается в присущем этому возрасту соматовегетативном реагировании. Данные исследований в этой области свидетельствуют о взаимосвязи эмоционального благополучия ребенка с материнским отношением и ценностью ребенка для матери, причем не только после Рождения, но и до появления ребенка на свет (табл. 1).
Таблица I
Взаимосвязь эмоционального благополучия ребенка и отношения матери к ребенку в беременности и после родов
Взаимосвязь эмоционального благополучия ребенка и отношения матери к ребенку в беременности и после родов
Ценность ребенка для матери в беременности
|
Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном возрасте
|
Коэффициент корреляции
| ||
Адекватная
|
Высокое
|
0,63
| ||
Неадекватная
|
Низкое
|
0,80
| ||
Ценность ребенка для матери в дошкольном возрасте
|
Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном возрасте
|
Коэффициент корреляции
| ||
Адекватная
|
Высокое
|
0,76
| ||
Неадекватная
|
Низкое
|
0,88
| ||
Особенности течения беременности
|
Ценность ребенка для матери в беременности
|
Коэффициент корреляции
| ||
Физиологическая беременность
|
Адекватная
|
0,90
| ||
Нарушение течения беременности (тревожный и амбивалентный стили переживания)
|
Пониженная Повышенная
|
0,64
| ||
Сниженная симптоматика беременности (игнорирующий стиль переживания)
|
Низкая
|
0,90
| ||
Стиль материнского отношения после родов
|
Ценность ребенка для матери после родов
|
Коэффициент корреляции
| ||
Адекватный
|
Адекватная
|
0,99
| ||
Тревожный Амбивалентный
|
Пониженная Повышенная
|
0,60
| ||
Эмоционально-отстраненный, регулирующий
|
Низкая
|
0,99
| ||
Исследования нарушений репродуктивной функции женщины (бесплодие, невынашивание, патология беременности и родов), проведенные в последние годы, свидетельствуют о взаимосвязи этих нарушений с отношением матери к будущему ребенку (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь нарушений репродуктивной функции и отношения матери к ребенку
Успешность репродуктивной функции
|
Отношение матери к ребенку
|
Коэффициент корреляции
|
физиологическая беременность
|
Адекватное
|
0,75
|
Нарушение репродуктивной функции
|
Неадекватное
|
0,87
|
В настоящее время мы знаем, что неадекватная позиция матери в ее взаимодействии с ребенком связана с онтогенезом ее материнской сферы и выражается на всех этапах развития диадических отношений (с пренатального и даже до зачатия) в присущих матери способах реагирования на фрустрирующую ситуацию, т.е. женщина реагирует теми же способами, которые формируются в раннем онтогенезе: сомато-вегетативно - патология беременности; психомоторно-телесное отреагирование в форме невынашивания; аффективно — в форме невротических расстройств; эмоцрнально-идеаторно — в форме рационализации—игнорирования.
Таблица 3
Соответствия онтогенеза нервно-психического реагирования и нарушений репродуктивной функции
Уровень нервно-психического реагирования
|
Индивидуальный способ реагирования на психотравмирующее воздействие
|
Нарушение репродуктивной функции у женщины
|
Соматовегетативный
|
Психосоматический
|
Экстрагенитальная и акушерско-гинекологическая патология
|
Психомоторный
|
Телесное отреагирование (особенности движений, мышечные зажимы)
|
Бесплодие, невынашивание
|
Аффективный
|
Эмоциональное отреагирование Фиксация на препятствии Эмоциональные расстройства
|
Невынашивание Невротические расстройства в беременности
|
Эмоционально-идеаторный
|
Особенности ценностно-смысловой сферы Рационализация (перевод целей в средства, замена целей) Акцентуации характера
|
Игнорирующий стиль переживания беременности
|
Это подтверждается имеющимися данными о соотношении нарушений репродуктивной функции, отношения матери к ребенку и своему материнству и онтогенезом ее материнской сферы (ГГ. Филиппова).
Таблица 4
Связь нарушений репродуктивной функции с отношением матери
Состояние репродуктивной функции
|
Эмоциональное принятие ребенка
|
Адекватный образ ребенка
|
Адекватный образ себя как матери
|
Онтогенез материнства (адекватность отношений с матерью)
|
Выраженные нарушения (бесплодие, невынашивание, гестозы)
|
|
|
|
2%
|
Средняя выраженность нарушений (патология беременности без угрозы для себя и развития ребенка)
|
|
|
|
20%
|
Физиологическая беременность
|
По всем показателям — от 35 до 50% в зависимости от выборки
|
Все вышесказанное позволяет строить вполне обоснованное предположение о том, что даже конституциональные особенности ребенка (как предрасположенность к психическим и физическим патогенным воздействиям среды - психический и соматический диатез) связаны во многом с материнским фактором и формируются пренатально в условиях соответствующей материнской среды. По крайней мере, корреляция материнского отношения и этих особенностей ребенка существует. Углубленное изучение этих взаимосвязей — перспективная задача исследования перинатальной психологи.
Из всего сказанного следует, что необходима комплексная диагностика и терапия готовности к материнству и диадических отношений. При этом следует учитывать, что на среду развития ребенка (мать, и шире — семью) в перинатальном периоде и раннем возрасте ребенка мы можем воздействовать только психологически (что в психологии получило название «система раннего вмешательства»).
Основные подходы к комплексной оптимизации среды развития ребенка в настоящее время могут быть сформулированы следующим образом:
1. Профилактика и подготовка к родительству до зачатия (диагностика, подготовка, коррекция, терапия).
2. Сопровождение в беременности, родах, раннем периоде родительства.
3. Диагностика и коррекция нарушений родительской сферы матери и отца во всех возрастах ребенка.
Все это должно осуществляться во взаимодействии врачей и психологов, а на уровне практики - во взаимодействии с педагогами, социальными работниками и т.п. Тактика вмешательства зависит от глубины имеющихся расстройств. Когда уже есть выраженные нарушения в функционировании систем жизнеобеспечения и соматомор-фоз, психология занимает позицию помогающей и сопровождающей, а до появления расстройств такого уровня психологии принадлежит ведущая позиция.
Особенность психологической помощи состоит в следующем: психолог воздействует на систему взаимодействия матери с ребенком, осуществляя коррекцию не только и не столько психофизического состояния ребенка, сколько причин нарушений и самой среды развития ребенка.
Литература
1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. — М., 2000.
2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. — М., 2000.
3. Боулби Дж. Привязанность. — М., 2003.
4. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 59-69.
5. Винникотт Д. Маленькие дети и их матери. — М., 1998.
6. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб., 2001.
7. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. Руководство для врачей. - СПб., 2000.
8. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. -СПб., 1997.
9. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. — М., 1985.
10. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией //Дис. канд. психол. наук. - М., 1989.
11. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. — СПб., 1997.
12. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. - М., 2000.
13. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
14. Шпиц Р.А., Коблинер Р.Г. Первый год жизни. - М., 2000.
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Игротека для детей с риском отставания в развитии: опыт русско-шведского сотрудничества
Вопросы психологии, 1997, №4. Стр.13-20. - Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации
Психологический журнал, 2004, №2.