Детская психология
 

Образ отца в восприятии воспитанников детского дома

Автор: Силина Е.А. 
Версия для печати

Семейное воспитание является не только важнейшим фактором развития ребенка, но также воспитания нового поколения, развития общества в целом. Родители — это первый социальный образец, на который ребенок ориентирован и на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений. Родительство, включающее разные, но взаимозависимые явления — отцовство и материнство, реализуется именно в воспитании, как одной из важнейших социальных функций семьи. Жизненный успех человека во многом определяется теми стратегиями адаптации, которые осваивает ребенок в семье с помощью матери и отца. Дефицит какой-либо из стратегий приводит к сложностям в отношении к окружающему миру и самому себе (Р. Манеров, 2003).

В то же время семья оказывается средой, где растущий человек впервые попадает в неприятные для себя жизненные ситуации: неблагоприятный образец модели отношений супругов в родительской семье, негативный опыт общения с другими членами семьи. В последнее время наиболее распространенной ситуацией оказывается воспитание детей вне семьи. Родители этих детей отказываются от их воспитания или в силу особенностей девиантного образа жизни не способны реализовать социальные роли родителя — быть отцом или матерью. Поэтому в данной работе мы, прежде всего, остановимся на рассмотрении одного из важных аспектов родительства — отцовства, и обратим внимание на важность и значимость фигуры отца в восприятии детей.

В связи с этим, для нас представляют интерес результаты исследования отечественных авторов, изучающих феномен отцовства. Так, исследования Коркиной Н.А. показывают, что при сравнении детей, выросших с отцами и без них обнаружено, что дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей (Коркина Н.А., 2003). Е.П.Ильин (2002) отмечает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследование привязанности родителей и младенцев показало, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети «менее вовлеченных» отцов. Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, отношение с окружающими уже с очень раннего возраста (Евсеенкова Ю.В., 2003).

В рамках проблематики отцовства нам представляется важным сослаться на интересные и неожиданные результаты, полученные в исследовании Е.В. Куфтяк (2004). Она изучала особенности функционирования деструктивных семей (применяющих регулярные физические наказания детей). Отцы, не придавая значения эмоционально близким отношениям с ребенком, оказываются в такой семье эмоционально «блокированными». Но, не смотря на отсутствие контакта между отцом и ребенком 36,8% детей экспериментальной группы (те, кого регулярно физически наказания) против 16,7% обычных сверстников достоверно чаще (р < 0,02) проявляют озабоченность по поводу психического и соматического состояния отца («Я хочу, чтобы наш папа бросил курить, не пил и не болел»). Таким образом, в глазах детей отец выступает значимой фигурой в семье, независимо от своих личностных качеств и поведения. В работах Е.В. Куфтяк (2004) мы также находим, что дети, отцы которых хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, особенно в первые годы жизни, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакты с другими людьми. Она отмечает, что уже с самого раннего возраста дети испытывают потребность общаться с отцом, хотя еще отдают предпочтение матери. Наблюдения Е.В. Куфтяк показывают, что ребенок в возрасте 2-х — 3-х лет, взятый на попечение в семью, больше выделяет приемного отца, если раньше у него не было опыта общения со взрослыми, выполнявшими отцовскую роль.

Нами было проведено пилотажное исследование, целью которого было выявить восприятие отца в семье и особенности детско-отцовских отношений в семье. В исследовании приняли участие дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей ГОУ детского дома № 1 г. Костромы в количестве 9 человек, в возрасте 9-14 лет. Для достижения поставленной цели мы использовали мини-сочинение «Мой отец» и беседу. Обработка проводилась методом контент-анализ.

Рассмотрим результаты контент-анализа сочинения. Образ отца в восприятии детей имеет полярную направленность: от позитивных представлений до негативных. У 45% детей сложилось негативное восприятие отца. Они чаще отмечали об отце, что он «много пил», «с мамой ругался», «работает не на престижной работе», «мало бывал дома». 22% детей имеют позитивное представление об отце, они характеризуют своего отца как доброго, веселого, любящего пошутить, отзывчивого человека. Можно встретить такие высказывания детей об отце: «папа очень веселый и добрый человек», «мне в нем нравится характер», «мой отец был добрым».

В то же время 35% детей отмечают, что отцовское эмоциональное отношение к детям имеет позитивную направленность. Дети отмечали, что «папа меня не обижал, защищал от мамы», когда пил, тоже не обижал», «отец обижал меня редко, больше мама била», «мой папа хочет, чтобы я жила с ним всегда», «он ко мне хорошо относится».
И лишь 11% опрошенных говорят о негативном отцовском отношении к ним: «редко когда относился ко мне хорошо».
О проявлении отцовской любви высказываются 33% детей, они говорят о том, что «отец меня любил», «он меня любит такой, какая я есть».

У 45% воспитанников наблюдается позитивное отношение и положительные эмоциональные чувства к отцу. Вот некоторые высказывания детей: «люблю отца, скучаю по нему, не хватает его», «часто вспоминаю его», «любил отца больше, чем маму», «я его люблю таким, какой он есть», «я ему помогала, все делала, скучаю по нему, люблю папу».
33% детей выделили некоторые значимые роли мужчины-отца в семье: воспитательные, хозяйственно-бытовые. Дети говорят о том, что «отец в семье нужен», «он по хозяйству помогает и детям нужен», «главное для отца, чтобы семья была сыта и одета», «отец должен работать на хорошей работе, чтобы получать деньги и не пропивать, тогда можно будет хорошо есть, сделать ремонт, оплатить за квартиру и отдать долги».

О совместном времяпрепровождении (игры, прогулки, совместный труд, хобби, помощь и проверка уроков, соблюдение здорового образа жизни, закаливание, бег, ранний подъем, формировании мужских качеств) высказалось наибольшее число воспитанников -78%.

Преимущественно дети давали деятельностные характеристики взаимодействия с отцом — 56%: «отец учил меня закаливанию», «вместе машины ремонтировали, гулял со мной», «играем по вечерам в карты», «папа помогает мне во всем, о чем я его попрошу», «с братом ходил на рыбалку, играл», «отец никогда не оставлял меня смешил, играл, помогал в учебе, маму ненавижу».

И лишь 33% охарактеризовали эмоциональные контакты с отцом. Дети отмечали, что «весело, радостно с отцом», «он говорил слез не показывать», «нравилось с ним ходить по ягоды, на дачу», «играть с ним нравилось».
67% детей высказывали свои ожидания от отца, каким они хотели бы его видеть, что хотели бы пожелать отцу. Так, например, дети говорили о том, что «я хочу быть всегда с ним», «меня огорчает, когда он болеет или не в своем настроении», «я не хотела бы в нем ничего менять», «хочу пожелать ему здоровья, успехов в работе и в жизни», «хотела бы, чтобы был отец, но чтобы он не пил и не курил, был добрым», «хотел бы жить с отцом, хотел бы, чтобы он не пил, работал на нормальной, престижной работе», «хотел бы, чтобы был другой, новый папа, чтобы он был добрый не пьющий и не курящий».

Делая вывод, еще раз хочется обратить внимание на тот факт, что значимость фигуры отца для воспитания детей велика. Многие дети, несмотря на то, что редко видятся с отцами, ведущими асоциальный образ жизни (злоупотребление алкогольными напитками, преступные наклонности, жестокое обращение с детьми), положительно отзываются, переживают за их положение, и хотят чаще с ними видеться.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Евсеенкова Ю.В. Система отношений в диаде «отец — ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. С. 30-47.
  2. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. С. 48-54.
    Куфтяк Е.В. Отцовство: вчера, сегодня, завтра // Тендерные ценности и самоактуализации личности и малых групп в XXI веке: Материалы междунар. симпозиума, Кострома, 28-29 октября 2004 г. В 2 т. — Т. 1. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.П. Фетискин. — М.; Кострома: КРУ им. Н.А. Некрасова, 2004. С. 150-152.
  3. Манеров Р.В. Психология отцовства // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. Т. 5. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2003.
  4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
    Исследование проводится при поддержке РГНФ, проект № 05-06-06513а.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

24.07.2020

Что почитать на выходных?


23.07.2020

Исследования магистрантов МГППУ помогают работе психологических служб различных учреждений


08.07.2020 17:26:00

Новые произведения сайте ЭПБ МГППУ



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика