Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Представленное исследование посвящено роли родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье. На данный; момент проводится достаточно мало исследований по представленному вопросу, что делает проблему актуальной и малоизученной. Исследование проводилось под научным руководством Карабановой О.А.

Актуальность проблемы, поднятой здесь, обусловлена большой социальной востребованностью в исследованиях по вопросам представления и дальнейшего построения семьи. Такие запросы связаны с большим количеством дисгармоничных семей, ростом разводов, неадекватностью мотивов заключения брачных союзов, ранних браков, детей, рожденных вне брачного союза и растущих в неполных семьях, процессом поляризации возраста вступления в брак, рассогласованностью ценностей супругов. Возникающие семейные трудности неизбежно ведут к невротизации личности.

Возникает вопрос — как помочь людям с психологическими проблемами, возникшими на основании неблагоприятной семейной жизни. Можно предположить, что представление о семье влияет на саму семью в будущем, именно потому мы обращаемся к подросткам, которые пока не создали своей семьи, но уже имеют предположениях относительно ее образа в будущем. Таким образом, чтобы предотвратить психологические трудности в семейном союзе, необходимо обратиться не к выявленным проблемам, а к профилактике, которая поможет их предупредить. Для этого необходимо знать механизмы формирования семейных представлений. Знание механизмов и составленных психологических программ по профилактике могут дать ответы на многие запросы общества, связанные с неблагополучными семьями.

Объектом исследования являются семейные представления подростков. Предмет — связь особенностей функционирования родительской семьи (доверие, уважение, принятие решений, уровень конфликтности, качество общения между членами семьи) и детско-родительских отношений в ней с одной стороны, с представлениями подростков своей будущей семье с другой.

Целью является выяснение роли родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье. Мы исходим из общей гипотезы о связи детско-родительских отношений и особенностей функционирования родительской семьи с представлениями подростка о будущей семье. Мы полагаем, что в основе формирования представлений может лежать два механизма — трансляция и компенсация. Под трансляцией понимается перенос актуальной семейной ситуации на свои представления, под компенсацией — внесение недостающих аспектов семейной жизни с целью построения более удачной семьи. Общая гипотеза работы: особенности функционирования и межличностных отношений в родительской семье оказывают влияние на формирование представлений подростка о своей будущей семье. Частные гипотезы работы: 1) особенности функционирования родительской семьи (особенности взаимодействий, коммуникативных процессов, уровня любви, уважения, взаимопомощи, решения конфликтов) влияют на представления подростка о своей будущей семье; 2) характер детско-родительских отношений определяет особенности представлений подростка о его будущей семье.

Задачи исследования включают:

    1. Изучение представлений подростков о своей будущей семье.

    2. Выявление специфики функционирования родительской семьи (особенности взаимодействий, коммуникативных процессов, уровня любви, уважения, взаимопомощи, решения конфликтов).

    3. Проверка гипотезы о связи особенностей функционирования родительской семьи и представлениями подростка о будущей семье.

  1. Выявление детско-родительских отношений в родительской семье.

Проверка гипотезы о связи характера детско-родительских отношений и представлениями подростков о будущей семье.
Исследование проводилось на базе школы № 457 (10 класс) и в школе № 466 (7-8 классы). Школы расположены в Таганском районе и районе Кузьминки. В исследовании принимали участие 49 школьников, из которых было 30 юношей и 19 девушек, в возрасте от 13 до 16 лет. Выборка испытуемых делится на старших подростков (15-16 лет) и младших (13-14). В группу младших подростков вошло 30 человек: 19 молодых людей и 11 девушек. В группу старших — 19 подростков: 11 юношей и 8 девушек. Обследование проводилось в апреле 2004 года и марте 2005 года.
В исследовании были использованы следующие методы: проективное сочинение «Моя будущая семья», опросники «Моя семья» и «Моя будущая семья» и тест детско-родительских отношений АДОР. Методики «Моя семья» и «Моя будущая семья» созданы специально для данного исследования и изначально не было цели создать стандартизированные тесты. Вопросы построены по принципу самоотчета и носят исследовательскую задачу.
Исследование проводилось в два этапа. При первой встрече были, применены следующие методики — проективное сочинение «Моя будущая семья» и опросник «Моя будущая семья». Целью первого этапа исследования было получение представлений подростков об их будущей семье.

На втором этапе использовался опросник детско-родительских отношений АДОР и опросник «Моя семья». Цель второго этапа — выяснение особенностей функционирования родительской семьи.

Проведенное исследование, направленное на изучение влияния родительской семьи на представления подростков об их будущей семье, позволяет сделать следующие выводы.

  1. Были выявлены следующие представления подростков о своей будущей семье. Для обследуемых подростков характерно позитивное восприятие своей будущей семьи. Наиболее активно подростки пишут о количестве детей в семье, образе своего будущего супруга и отношениях с ним, материальном уровне семьи и о своем социальном и профессиональном статусе к моменту заключения брака. Содержание представлений определяются задачами развития подросткового возраста (представления об образе своего будущего супруга, отношениях в семье) и особенностями функционирования родительской семьи.
  2. Представления подростков о будущей семье были более позитивны, чем представления о функционировании (особенности взаимодействий, коммуникативных процессов, уровня любви, уважения, взаимопомощи, решения конфликтов) родительской семьи.
  3. Подтвердилась гипотеза о связи особенностей функционирования родительской семьи и представлениями подростка о будущей семье. На отношения, основанные на любви, в будущей семье влияют такие особенности семейного функционирования как сама любовь в родительской семье, уважение и конструктивное решение конфликтов. Любовь, уважение и позитивное решение конфликтов в будущей семье связаны с конструктивным решением конфликтных ситуаций в родительской семье. Качество общения в будущей семье связано с его интенсивностью в родительской семье.
  4. При рассмотрении детско-родительских отношений было выделено две группы подростков — благополучные и неблагополучные. Отношения в благополучной группе характеризовались высоким позитивным интересом со стороны родителей, более низкой дефективностью, враждебностью и непоследовательностью, более высокой автономностью. Отношениям в неблагополучной группе присущ низкий позитивный интерес, высокая директивность, непоследовательность и враждебность, низкая автономность.
  5. Подтвердилась гипотеза о связи характера детско-родительских отношений и представлениями подростков о будущей семье. Подростки из благополучной и неблагополучной группы позитивно представляют себе свою будущую семью, но содержание представлений подростков из семей с неблагоприятными детско-родительскими отношениями отражают их личный опыт взаимодействия с родителями. Об этом свидетельствуют описание негативного образа супруга, высказывание опасений относительно будущей семейной жизни. На основании полученных результатов можно предположить о реализации механизма компенсации в формировании представлений подростков о будущей семье.
Смотрите также:

Статьи