Восприятие семейной среды подростками из разных-социальных условий
|
Семья это первая среда, в которой воспитывается ребенок, и очень важно то, как он ее воспринимает (представляет). Изучение особенностей восприятия семьи позволит корректировать искаженное представление о семье, позволит разработать методики позитивного восприятия: у детей из различных социальных сред, позволит задуматься о создании в детских домах обстановки близкой к семейной. В результате рассмотрения взглядов различных авторов, так как Л.С. Выготский, М. Черноушек, А.Н. Леонтьев, Г.А. Ковалев, Е.В. Левченко, понимание проблемы восприятия можно разделить на 3 группы:
-
Подходы, в которых восприятие выступает как процесс, предполагающий активность субъекта.
-
Подходы, в которых под понятием восприятия подразумевается влияние.
-
Подходы, в которых под восприятием понимаются представления или образ восприятия.
На основе анализа литературы нами была разработана схема восприятия семейной среды, в которой учитывается как активность среды, так и активность субъекта восприятия.
Основываясь на таком понимании восприятия семейной среды, нами было проведено исследование, в котором испытуемыми выступили 3 группы подростков в возрасте 14-16 лет: 30 человек из приюта, 30 детей из неполных семей и 30 человек из полноценных семей, где присутствуют оба родителя. В исследовании использовались такие диагностические методики как «Анализ семейной тревоги» и «Типовое семейное состояние», в том числе метод семантического дифференциала и проективные методики «Семейная социограмма» и «Рисунок семьи». Исследование проводилось в феврале 2003 года в средней школе № 4 г. Добрянки и в приюте «Дом Надежды» г. Перми.
Схема 1. Система восприятия семейной среды.
Целью исследования был сравнительный анализ восприятия семейной среды детьми из разных социальных сред.
В результате исследования были обнаружены следующие особенности в восприятии семейной среды подростками из разных социальных сред:
-
Дети из полных семей воспринимают семейную среду, как светлую, уютную, надежную, открытую, целостную, современную, интересную, несерьезную.
-
Дети из неполных семей считают свою семью консервативной, серьезной хорошей, сильной, доброй, отзывчивой, сочувствующей, а также благополучной и щедрой.
-
Дети из приюта воспринимают семью как темную, неуютную, ненадежную, закрытую, разрозненную, скучную, недружную, несправедливую, корыстную, равнодушную, лживую, наигранную, безответственную. Дети из приюта чаще других говорят, что их семья плохая, чужая, нелюбимая, далекая, слабая, пессимистичная, грустная, злая, грубая, безразличная. Они воспринимают свою семью как проблемную, бедную, неимущую, зависимую.
В целом, исследование с помощью метода семантического дифференциала показало, что в восприятии эмоциональной, экономической, а также социальной составляющей семейной среды наблюдается больше всего различий. Меньше всего различается восприятие физической и культурной составляющей среды.
Было выявлено, что в группе детей из приюта критический уровень семейной тревожности встречается чаще, чем в других группах, хотя значимых различий обнаружено не было.
Анализ результатов проективных методик также показал некоторые особенности в восприятии семейной среды:
-
При рассмотрении величины и местоположение фигур на рисунках, расстояния между ними было выявлено, что подростки из приюта чаще, чем другие дети забывают отметить на бланке собственную фигуру, расстояние между фигурами очень большое, фигура Я, как правило, далеко внизу. Это можно объяснить реальной отдаленностью от родителей и чувством собственной ненужности. Восприятие семьи осуществляется как бы со стороны.
-
Дети из неполных семей часто рисуют фигуру Я больших размеров, как правило рядом (встречается даже слипание фигур) и на одном уровне с родителем, что может говорить об ощущении своей значимости в семь, а также близости к родителю. Фигура Я в неполной семье, за неимением второго родителя, несет на себе множество функций, а, следовательно, является более значимой даже чем в полной семье.
-
Дети из полных семей рисуют фигуры, как правило, на среднем расстоянии друг от друга. Фигура Я, как правило, располагается между родительскими фигурами.
-
Что касается эмоционального фона рисунков, то выяснилось, что в группе подростков из полных и неполных семей в 100% рисунков наблюдается положительный эмоциональный фон. В рисунках подростков, лишенных родительского попечения, преобладает нейтральный эмоциональный фон (часто рисуют людей без лиц, чего не встречается у детей из полных семей).
Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы для составления различных реабилитационных программ для детей-сирот и детей, лишенных одного родителя.
Статьи
- Кросскультурный аспект отношения подростка к родителям
М.,2003 - Восприятие семейной среды подростками из разных-социальных условий
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Образ отца и его связь с эмоциональным благополучием и полоролевой идентичностью подростков разного пола и возраста
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Перспективы будущего в переживаниях и мыслях старшеклассников и их родителей
М., 2005. - Представление о мире, других людях и себе у одаренных подростков
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Психологическое содержание образа современного ребенка в сознании представителей современной молодежи
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Роль образа родителя в социализации детей, воспитывающихся вне семьи
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Образ отца в восприятии воспитанников детского дома
3 часть, М., 2005. - 560 с.