Перспективы будущего в переживаниях и мыслях старшеклассников и их родителей

Автор: Блинова Т.М. 
Ключевые слова:  юность 
Версия для печати

В жизни каждого человека есть проблемы и сложности. Через разрешение их, через попытки справиться с ними происходит развитие личности как субъекта своего поведения и деятельности. Подростковый возраст – один из периодов, когда человек должен определиться между тем, каким он предполагает видеть себя сам и тем, что ожидает от него общество. Построение жизненных планов – центр жизни старшеклассника. Решение этих задач сказывается на всем процессе психического развития, развитии мотивационной сферы и познавательных процессов. Именно самоопределение психологи рассматривают как новообразование юношеского возраста. Проблема будущего самоопределения подростков является значимой и для их родителей. Очень часто взгляды родителей и их детей на эту проблему бывают различными. Это создает конфликтные ситуации в семьях, является причиной непонимания друг друга. И подросткам, и их родителям требуется в этот период психологическая поддержка, которая поможет сделать правильный выбор, понять себя и друг друга, найти контакт и взаимопонимание. В своем исследовании мы исходили из того, что переживание перспектив будущего старшеклассниками – одна из основных проблем старшего подросткового возраста и предполагали, что несовпадение видения перспектив будущего родителями и подростками обостряет переживание проблем старшеклассниками. Задачами эмпирического изучения были:

  1. оценка родительской компетентности (знание юношеской психологии);
  2. изучение видения родителями будущего своих детей;
  3. выявление проблем старшеклассников (соотносительный анализ остроты переживаний);
  4. изучение переживаний старшеклассников, связанных с будущим;
  5. изучение некоторых личностных особенностей старшеклассников;
  6. изучение источников информации о профессиях и оценка влияния окружающих на выбор старшеклассниками профессии.

Полученные данные привели нас к следующим положениям.

1. Почти все исследуемые родители и подростки имеют определенные трудности в общении друг с другом, которые в первую очередь вызваны недостаточным знанием родителями особенностей подростковой психологии, недостаточным вниманием родителей к переживаниям подростков. Большинство подростков, судя по ответам самих родителей, жалуются на то, что их не понимают родители. Все родители требуют от своих детей ориентации на дело, серьезного отношения к учебе, не учитывая порой личностных особенностей своих детей. Это часто приводит к взаимным обидам, непониманию друг друга. Обращает на себя внимание тот факт, что многие родители видят в своих детях больше недостатков, чем достоинств, считают, что им не хватает трудолюбия, упорства, целеустремленности в достижении цели, уверенности в своих силах. Перспективы будущего самоопределения в переживаниях и мыслях старшеклассников – одна из ведущих проблем. Опросник «Мир переживаний» очень четко выявляет эту тенденцию. Только трое из десяти старшеклассников показали низкий уровень тревожности по этой проблеме. У остальных семи опрошенных старшеклассников уровень тревожности достаточно высок. Проблема будущего профессионального самоопределения остается для них пока не решенной. У всех этих семи подростков низкий уровень сформированности Я-концепции, низкая самооценка. Следовательно, уровень сформированности Я-концепции, самооценка подростка, стиль взаимоотношений в семье напрямую связаны с глубиной переживания перспектив будущего старшеклассниками.

2. Часто родительский взгляд на переживания подростка, видение его проблем не совпадают со взглядами на эти проблемы самого подростка. В данном исследовании выяснилось, что многие родители даже не знают, что беспокоит их детей, на что они жалуются. Эти подростки говорят о том, что родители их не понимают. Они компенсируют недостаток внимания, понимания в среде сверстников. У этих подростков ярко выражена ориентация на общение, они очень зависят от мнения группы, готовы прийти на помощь другим людям, часто в ущерб себе, в ущерб делу. Эти подростки часто вызывают недовольство и нарекания у родителей, у учителей в школе, их успехи в учебе недостаточно высоки.

3. Только три подростка из десяти имеют четкую программу действия для получения будущей профессии, самоопределения. У них высокая самооценка, их взгляды на будущее совпадают с мнением родителей, которые поддерживают их, гордятся их деловыми и личными качествами, относятся к детям тепло и уважительно. У остальных подростков есть четко обозначенные проблемы и с будущим самоопределением, и с видением своего Я, и во взаимоотношениях с родителями. Различия во взглядах на перспективы будущего у родителей и подростков в этих семьях обостряет переживание проблем старшеклассниками, усиливает противоречия во взаимоотношениях между родителями и их детьми.

Изучение исследований современных отечественных и зарубежных психологов и анализ результатов данного исследования позволяют утверждать, что переживание перспектив будущего старшеклассниками – одна из основных проблем подростков.